Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

12.12.2010

Tewkesbury Abbey Schola Cantorum - концерт 12 декабря 2010 г. в Pittville Pump Room (Челтнем)

Так уж получилось, что на традиционную Carol Service хора Tewkesbury Abbey Schola Cantorum я в этот раз не попал: они провели ее до моего приезда в Лондон; кое-какие сведения о ней я получил - от тех, кто на ней был (потрясающе! изумительно! ну и т.д.), так что, понятно, ожидания были весьма высоки. С удовлетворением отмечу, что ожидания оправдались практически полностью. 

Программа концерта:
В этот раз программа была разбита на четыре блока: "Адвент", "Благовещение", "Из Америки" и блок без названия.

"Адвент":
(очень серьезная часть)
Matin responsory (Giovanni da Palestrina)
2 солиста пели откуда-то сзади
And the glory of the Lord (из "Мессии", G F Handel)
This is the record of John (Orlando Gibbons)
Сольная партия у тенора
Jesus Christ the apple tree (Elizabeth Poston)

Далее хору дали отдых, а на сцену вышла Патришия Шейксби, которая прочитала два стихотворения на тему Рождества: одно Милтона, а другое - какой-то современной поэтессы (последнее - без рифмы). 
Публика внимала, хористы же не особенно слушали; сосед Лоренса, похоже, вообще впал в ступор. Бенуа Андре покинул ряды хора непосредственно перед чтением и так и не вернулся.

"Благовещение"
Ave Maria (Robert Parsons)
A Spotless Rose (Herbert Howells)
Великолепная сольная партия у баритона
I sing of a maiden (Matthew Martin, 2010)
Здесь хорист, имя которого мне неизвестно, исполнил небольшую сольную партию
Ave Maria (Anton Bruckner)
Кто-то из хористов выдал в самом начале неимоверно раскатистое ррррр, но в остальном исполнение было совершенно потрясающим. Достойнейшее завершение блока и первого отделения.

Перерыв
(во время которого ВПС смог приобрести новый CD хора, 'Stanford Choral Music'. На сайте www.amazon.co.uk в качестве даты выхода даже сейчас фигурирует 30 января 2011 г., тем не менее, диск продавался, и никто не брал с нас обязательства не разглашать этого факта общественности (как случилось - по слухам - на концерте "Либеры" в Бристоле).
(кстати, в самом известном произведении Стэнфорда для церкви, Magnificat'e , солирует вовсе не Лоренс Килсби, а некий Салим Джаффар; однако Лоренс все-таки является солистом на двух треках, а еще на двух солирует Бенуа Андре). 

From America
В этот блок, как следует из названия, вошли произведения американских авторов.
Before the ending of the day (James Lavino) - эта вещь была написана специально для TASC и впервые была исполнена им год назад. Милая вещица, но не сильно выдающаяся.
Quem Pastores (James Bassi) - а вот это настоящий шедевр, который, кстати, имеется на диске TASC "Three Kings". Советую приобрести! Amazon ее продает!

A hymn on the Nativity (Nico Muhly) - а этот гимн был написан специально для TASC уже в этом году; его премьерное исполнение случилось на прошлой неделе во время Carol Service'a. 
Весьма своеобразная вещь - с изрядным объемом диссонансой полифонии, причем от одной из партий создается впечатление заезженной пластинки (кое-кто из хористов едва сдерживал усмешку) однако в целом вещь отличная. Именно в ней у Лоренса была небольшая сольная партия.
O magnum mysterium (Morten Lauridsen) - не новая вещь, но TASC ее не записывала. Исполнение было абсолютно невероятным: после финального крещендо зрители очнулись не сразу, а когда на сцену опять вышла Патришия Шейксби, чтобы читать очередной стишок, она даже извинилась за то, что ей, после столь божественной, столь небесной музыки, приходится опускать зрителей на землю. Впрочем, на этот раз ее выступление пришлось зрителям по душе, потому что читала она стихотворение Джона Бечемена (John Bedjeman) "Дневник церковной мыши".
Приведу его полностью: 


Here among long-discarded cassocks,

Damp stools, and half-split open hassocks,
Here where the vicar never looks
I nibble through old service books.
Lean and alone I spend my days
Behind this Church of England baize.
I share my dark forgotten room
With two oil-lamps and half a broom.
The cleaner never bothers me,
So here I eat my frugal tea.
My bread is sawdust mixed with straw;
My jam is polish for the floor.
Christmas and Easter may be feasts
For congregations and for priests,
And so may Whitsun. All the same,
They do not fill my meagre frame.
For me the only feast at all
Is Autumn's Harvest Festival,
When I can satisfy my want
With ears of corn around the font.
I climb the eagle's brazen head
To burrow through a loaf of bread.
I scramble up the pulpit stair
And gnaw the marrows hanging there.
It is enjoyable to taste
These items ere they go to waste,
But how annoying when one finds
That other mice with pagan minds
Come into church my food to share
Who have no proper business there.
Two field mice who have no desire
To be baptized, invade the choir.
A large and most unfriendly rat
Comes in to see what we are at.
He says he thinks there is no God
And yet he comes ... it's rather odd.
This year he stole a sheaf of wheat
(It screened our special preacher's seat),
And prosperous mice from fields away
Come in to hear our organ play,
And under cover of its notes
Ate through the altar's sheaf of oats.
A Low Church mouse, who thinks that I
Am too papistical, and High,
Yet somehow doesn't think it wrong
To munch through Harvest Evensong,
While I, who starve the whole year through,
Must share my food with rodents who
Except at this time of the year
Not once inside the church appear.
Within the human world I know
Such goings-on could not be so,
For human beings only do
What their religion tells them to.
They read the Bible every day
And always, night and morning, pray,
And just like me, the good church mouse,
Worship each week in God's own house,
But all the same it's strange to me
How very full the church can be
With people I don't see at all
Except at Harvest Festival. 

(кстати, Джон Бечеман был "поэтом-лауреатом". Это не звание, это должность придворного поэта).
Зрители при чтении посмеивались, а вот хористы, явно устав, почти не реагировали на юмор.

И, наконец, финальный блок, без названия, куда вошли хорошо всем знакомые вещи. 

I saw three ships (Richard Lloyd)
Angel's Carol (John Rutter) - признаюсь: никогда не слышал этой вещи. Как и все у Раттера - в стиле 'easy listening', очень приятный, милый carol.
In the bleak mid-winter (Harold Darke)
Дейв терпеть не может эту вещь, но только потому, что существует гораздо более мелодичная с тем же названием Густава Холста. Я несовсем согласен с его суждением относительно произведения, но - невероятно - вынужден заметить, что единственная сольная партия в этом произведении была исполнена, скажем так, слабенько; тенор был из разряда "тенорков", коих на территории Российского государства подвизается во множестве - неровный, периодически вообще пропадающий. Может, и хорошо, что данный солист остался для нас безымянным.

Ding! Dong! Merrily on high (Mack Wilberg) - хорошо известная вещь, которую исполняли, по-моему, вообще все, однако аранжировка, которую сотворил TASC, была какой-то уж совершенно хулиганской: Бен Николас подсел к пианисту (Николасу Фристоуну), и они в четыре руки "урезали" такой музыкальный ряд, что хотелось расхохотаться. Хористы явно чувствовали себя так же. 

На "бис" была исполнена Quem Pastores.
Бен Николас присоединился к пианисту и они сбацали эту вещь в 4 руки с невероятным задором.
На бис - Quem Pastores

О дисках:
Бен Николас периодически предварял исполнение того или иного произведения рассказом о нем, и далеко не единожды обращал внимание зрителей на то, что это произведение включено в тот или иной CD, продаваемый в фойе. После концерта как минимум два хориста были выставлены у выходов - они тоже предлагали зрителям диски. Новый диск они не предлагали, но он весьма бойко продавался и без этого. 


О кассе:
Один из членов нашей группы забыл свой билет дома. Приехал в Челтнем в совершенно расстроенных чувствах и уже был готов отправляться после обеда домой. Однако ничего страшного не произошло: в кассе Pittville Pump Room у него спросили фамилию, адрес - и распечатали ему новый билет
А другой вообще прошел в зал без билета: из-за пробок опоздал, касса к тому времени уже закрылась, но он просто сказал, что билет он купил - ему поверили и пропустили. 
Тоже самое, кстати, было и в прошлом году, когда билеты продавались не через национальную систему распространения, а непосредственно муниципалитетом Челтнема - с кучей ограничений, вроде того, что адрес можно было вводить только британский, сайт постоянно глючило и пр.; в результате я заказал билет по телефону; однако в день концерта списки проданных билетов в Pump Room так и не доставили! И, тем не менее, билет я получил: выписанный от руки!

Комментариев нет:

Отправить комментарий