Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

14.12.2010

Концерт хора Christ Church Cathedral (Оксфорд) в St John's Smith Square (13 декабря)

Концерт хора оксфордского колледжа Christ Church (а оксфордский собор Christ Church находится на территории колледжа, поэтому хор собора считается университетским хором) уже, похоже, стал для меня традиционным. Как и в прошлом году, проводился он в бывшей церкви St John's (в паре кварталов от парламента, по соседству со штаб-квартирой Либерально-демократической партии Великобритании и в квартале от MI5; этот концертный зал, кстати, был показан в недавнем фильме 'An Education', с Кэрри Маллиган, Оливией Уильямс, Питером Сарсгардом и Розамунд Пайк; именно там героиня Розамунд Пайк засыпает во время концерта классической музыки).
Ведущим обоих концертов - и, похоже, одним из организаторов - был композитор Хауард Гудалл, сам получивший образование в Christ Church-e и тесно связанный с хором (свои хоральные произведения Гудалл пишет именно в расчете на Christ Church Cathedral Choir). Гудалл - профессиональный музыковед, это обстоятельство и определило, скажем, характер прошлогоднего концерта: очень хорошего, но уж очень серьезного. В этот раз Гудалл посвятил концерт истории традиционных английских рождественских песнопений (Christmas Carols). Без экскурса в историю, разумеется, не обошлось, однако, традиционно в своем стиле, Гудалл прочел свою "лекцию" легко и непринужденно, снабдив ее кучей всякого рода любопытных подробностей; к примеру: Christmas Carols начали звучать в английских церквях только со второй половины XIX века, до этого же их распевали... в пабах, что их очень многие мелодии являются традиционно танцевальными (тот же Sussex Carol), и т.д... Также Хауард объяснял значения разного рода музыкальных терминов - таким же непринужденным тоном.

Программа концерта:
Концерт был в двух отделениях, но в середине каждого отделения хору давались несколько минут отдыха, и его заменял фортепианный дуэт. Каждую половину отделения, а также фортепианый дуэт предваряла вводная речь Хауарда Гудалла, который давал довольно игривую характеристику всем произведениям, которые должны прозвучать в предстоящем блоке.

1 отделение:
- Once in Royal David's City (H J Gauntlett)
соло Jonathan Laxton (солисты в программке обозначены не были, но Джонатан, совсем молодой хорист, солировал настолько заметно и голос его был настолько похожим на голос Генри Дженкинсона из New College'a - мягкий - что пришлось выяснять его имя отдельно!)
- Make We Joy Now in this Fest (William Walton). Дейв не любит Уолтона, но он признался, что эта вещь Уолтона ему даже понравилась. Не могу не согласиться.
- In the Bleak Midwinter (Harold Darke) - насчет него Хауард Гудалл оказал зрителям любезность и сравнил его с одноименным carol'ом Густава Холста, напев начало обоих.
- A Spotless Rose (Herbert Howells)
- The First Nowell (traditional, arr. David Willcocks)
- The Planets - Jupiter (Gustav Holst, arr. Day/Lasker) - дуэт на фортепиано. По утверждению Хауарда Гудалла, Густав Холст написал The Planets как произведение для фортепиано, и лишь потом переработал его в монументальное произведение для оркестра. Часть Jupiter - та самая, на мелодии которой базируется знаменитая английская патриотическая песня 'I vow to thee, my country'. Весьма непривычное исполнение (ВПС слышал "Планеты" только в полнооркестровом вариате), но получилось отлично; хористы сидели там же, на сцене, и слушали тоже;
- O Little Town of Bethlehem (traditional, arr. Vaughan Williams)
- The Holly and the Ivy (traditional, arr. H. Walford Davies)
исполняли несколько солистов: бас, тенор и т.д., а также Jonathan Laxton.
- Gabriel's Message (баскская мелодия, arr. Edgar Pettman)
- The Coventry Carol (traditional)
- A Dew in Aprylle (Peter Warlock)

2 отделение:
- We've Been a While a-Wondering (traditional, arr. Vaughan Williams) - очень напоминает мелодию God Rest Ye Merry Gentlemen.
- Hymn to the Virgin (Benjamin Britten)
(каждая фраза на английском сопровождалась как бы отзывом на латыни, латинский текст исполняли несколько солистов, в том числе Jonathan Laxton) - Хауард Гудалл любезно сообщил зрителям, что такое смешение текстов на двух разных языках называется макаронизмом.
Отличным примером макаронизма является знаменитый carol "In dulci jubilo".
- Ding Dong! Merrily on High (traditional, arr. Malcolm Williamson) - вполне традиционное исполнение - в отличие от того варианта, что выдала днем ранее "Tewkesbury Abbey Schola Cantorum"
- Bethlehem Down (Peter Warlock)
- The Sussex Carol (traditional, arr. David Willcocks) - если есть на свете точная иллюстрация словам Гудалла, что многие carols произошли из народных танцевальных мелодий, так это именно этот carol. Очень популярный, St Philip's Boys Choir на своих Carol Services исполняет его регулярно.
- The Twelve Days of Christmas (traditional, arr. John Madden) - фортепианный дуэт. Никакой он не "народный", кстати. Хауард сообщил, что является эта пьеса "музыкальным кроссвордом", с массой фрагментов из знаменитых произведений; из каких именно, Джон Хауарду не сообщил, так что последнему пришлось догадываться самостоятельно).
- Remember Bethlehem (Jake Thackray, arr. Howard Goodall)
- King Herod and the Cock (William Walton)
- Jacob's Ladder (traditional, arr. Stephen Darlington) - солист Christopher Bruerton (бас) - на мой взгляд, одна из вершин этого концерта.
- What Sweeter Music (John Rutter)
- Tomorrow Shall Be My Dancing Day (John Gardner) - это не тот, что исполняла "Либера" в одном из видеоклипов, это другой, более известный, более сложный в исполнении; по окончании была настоящая овация.

На бис хор спел "Have Yourself A Merry Little Christmas Мела Торме, однако перед бисом на сцену вышел директор школы Christ Church (той, что для хористов) и сообщил о том, что на его долю выпала честь поздравить Стивена Дарлингтона, "доктора Ди", так почтительно его величают коллеги - с 25-летием его работы в качестве руководителя хора! Было много аплодисментов, подарена была огромная доска с обложками всех компакт-дисков, выпущенных хором за 25 лет руководства Стивена Дарлингтона - в общем, сцена была очень трогательной.

В общем, по мнению зрителей - во всяком случае, первых рядов - в которых сидели, кстати, родители хористов - этот концерт получился значительно лучше прошлогоднего. Именно тогда и выяснилось имя солиста-treble; еще лучше - именно Джонатан (или, как его называли родственники и знакомые, Джонни) вернулся в зал забирать ноты - под аплодисменты и выкрики из зала: "Молодец, Джонни!"
Будем надеяться, что следующий концерт будет еще лучше!
Финальные аплодисменты. Джонни Лакстон третий слева в первом ряду - увы, его лицо полностью скрыто пюпитром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий