Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

11.12.2010

Augsburger Domsingknaben в Москве - впечатления

Прошу прощения за краткость, вызванную, во-первых, незнанием материала (немецкие хоры для меня в значительной степени "нехоженная территория"), а, во-вторых, тем, что я пишу этот отчет в Лондоне, накануне завтрашнего концерта в Челтнеме. Ну а также потому, что наверняка все заинтересованные лица сходили на этот концерт!

Честно - не ожидал такого. Ожидал что-то "тольцеровское": крикливое, гавкающее. А вместо этого услышал прямо-таки английский хор: без какого-либо намека на крик, с идеальным "звуковым полем", да еще, к тому же, явно "подтюнинговавший" свое выступление под особенности Собора Непорочного Зачатия!
Хор Аугсбургского собора, похоже, отличается от обычных хоров английских соборов тем, что если в Англии обычно существует огромный возрастной зазор между мальчиками-хористами и взрослыми канторами (у которых возраст не ограничен), здесь представлены, кажется, все возрасты: от примерно 9 лет до 18-19; в Великобритании такой состав обычно бывает у хоров университетских колледжей (все это я узнал от дамы, сидевшей прямо передо мной - на нулевом ряду, т.е. для приглашенных гостей; по ее утверждению, такой состав для хоров немецких соборов вполне нормально).

Весь концерт был а-каппелла: никаких оргàнов, никаких музыкальных инструментов - что позволило оценить искусство этого хора по-настоящему, и к тому же по-новому оценить акустику собора Непорочного Зачатия: обычно я склонен относиться к ней критически, но в этот раз у меня претензий не нашлось.

Программу концерта я уже приводил ниже - но капельмейстер Райнхард Каммлер ее чуть изменил, включив в него несколько песнопений на русском языке. Надо, конечно, отметить, что их произношение было несовсем понятным, а потому что это были за вещи, я так и не понял.

Однако Rorate coeli desuper Уильяма Берда, шедевр английской церковной музыки, эти немецкие дети исполнили совсем по-английски - не только в том, что касается полифонии, но и используя английское традиционное произношение латыни (т.е. произнося "ч" в "coeli", "principium" - в Германии в этой позиции произносят "ц".) Кстати, его, а также пару других мотетов хор исполнил не со своего обычного места перед алтарем, а из центра собора, разделившись надвое - точно так, как обычно располагается хор во всех английских соборах.

Довольно скоро заметил, что Каммлер перед каждым номером подносит к уху камертон: чтобы кто-то еще такое делал, я никогда не видел.
А еще - явно ради звука - он периодически менял дислокацию отдельных хористов - причем, в отличие от Прайзмана, делал он это исключительно ради того, чтобы добиться совершенства звука.


Кстати, In dulci jubilate - это та самая In dulci jubilate, присутствующая на Angel Voices 3, но, разумеется, исполняемая здесь на смеси немецкого и латыни (а не английского и латыни). А 'Drei Konige' - это те самые Three Kings, присутствующие на одноименном диске Tewkesbury Abbey Schola Cantorum.
Было и исполнение на бис - но Stille Nacht не было, что, на мой взгляд, говорит только в пользу этого хора. 

Увы, никаких CD хор с собой не привез. Лишь из программки можно было узнать, что хор выпустил изрядное количество CD, в том числе с относительно недавним исполнением "Рождественской оратории" перед Бенедиктом XVI. Это обстоятельство - единственное, которое несколько омрачило в остальном совершенно прккрасный концерт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий