Честно - не ожидал такого. Ожидал что-то "тольцеровское": крикливое, гавкающее. А вместо этого услышал прямо-таки английский хор: без какого-либо намека на крик, с идеальным "звуковым полем", да еще, к тому же, явно "подтюнинговавший" свое выступление под особенности Собора Непорочного Зачатия!
Хор Аугсбургского собора, похоже, отличается от обычных хоров английских соборов тем, что если в Англии обычно существует огромный возрастной зазор между мальчиками-хористами и взрослыми канторами (у которых возраст не ограничен), здесь представлены, кажется, все возрасты: от примерно 9 лет до 18-19; в Великобритании такой состав обычно бывает у хоров университетских колледжей (все это я узнал от дамы, сидевшей прямо передо мной - на нулевом ряду, т.е. для приглашенных гостей; по ее утверждению, такой состав для хоров немецких соборов вполне нормально).
Весь концерт был а-каппелла: никаких оргàнов, никаких музыкальных инструментов - что позволило оценить искусство этого хора по-настоящему, и к тому же по-новому оценить акустику собора Непорочного Зачатия: обычно я склонен относиться к ней критически, но в этот раз у меня претензий не нашлось.
Программу концерта я уже приводил ниже - но капельмейстер Райнхард Каммлер ее чуть изменил, включив в него несколько песнопений на русском языке. Надо, конечно, отметить, что их произношение было несовсем понятным, а потому что это были за вещи, я так и не понял.
Однако Rorate coeli desuper Уильяма Берда, шедевр английской церковной музыки, эти немецкие дети исполнили совсем по-английски - не только в том, что касается полифонии, но и используя английское традиционное произношение латыни (т.е. произнося "ч" в "coeli", "principium" - в Германии в этой позиции произносят "ц".) Кстати, его, а также пару других мотетов хор исполнил не со своего обычного места перед алтарем, а из центра собора, разделившись надвое - точно так, как обычно располагается хор во всех английских соборах.
Довольно скоро заметил, что Каммлер перед каждым номером подносит к уху камертон: чтобы кто-то еще такое делал, я никогда не видел.
А еще - явно ради звука - он периодически менял дислокацию отдельных хористов - причем, в отличие от Прайзмана, делал он это исключительно ради того, чтобы добиться совершенства звука.
Кстати, In dulci jubilate - это та самая In dulci jubilate, присутствующая на Angel Voices 3, но, разумеется, исполняемая здесь на смеси немецкого и латыни (а не английского и латыни). А 'Drei Konige' - это те самые Three Kings, присутствующие на одноименном диске Tewkesbury Abbey Schola Cantorum.
Было и исполнение на бис - но Stille Nacht не было, что, на мой взгляд, говорит только в пользу этого хора.
Увы, никаких CD хор с собой не привез. Лишь из программки можно было узнать, что хор выпустил изрядное количество CD, в том числе с относительно недавним исполнением "Рождественской оратории" перед Бенедиктом XVI. Это обстоятельство - единственное, которое несколько омрачило в остальном совершенно прккрасный концерт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий