Дубнинский хор попробовал несколько вещей ("Эхо", "Базар" и пр.), и в итоге решил исполнять Pueri concinite. Я по интересовался у аккомпаниатора хора, что они решили насчет "ц"-"ч". Она ответила, что ничего менять не будут: это же дети, если им сейчас начать объяснять, что то, как они пели до этого, неправильно, а надо вот так, получится полный кошмар. Я не мог не согласиться: в конце-концов, "ц", "ч" - какая разница? Латиняне, когда водились, вообще "к" произносили во всех этих местах!
(Кстати, за репетицией наблюдали несколько маленьких членов Варшавского хора - причем с огромным интересом: от сольной партии С.Балашова они, кажется, вообще пришли в восторг - весьма тихий, впрочем).
...
Обратно к собору подошел в 7 вечера. И обнаружил, что как минимум три его участника шатаются на площади перед входом: хор мальчиков графства Уорикшир, "Сыны Лафайетта" и Варшавский хор мальчиков: все уже в форме, но пока в расслабленном состоянии. Лафайетовцы фотографировались, глазели по сторонам, варшавяне группкой сидели поодаль, а уорикширцы галдели, носились вокруг - в общем, вели себя несерьезно. Я все ожидал, что они сейчас что-нибудь сбацают вне программы - но их руководитель Гэрри Джоунз лишь собрал их перед входом и произнес наставительную речь ("Это очень серьезное событие, но главное - ничего не бойтесь!").
Варшавский хор |
Гэри Джонс и Warwickshire County Choristers: pep-talk. |
И вот, наконец, начало:
Хор собора Труро, капельмейстер Кристофер Грей:
- Shenandoah (traditional American, arr. James Erb)
- O, For the Wings of a Dove (Mendelssohn)
- Seek Him That Maketh the Seventh Stars (Jonathan Dove)
- Advance Democracy (Benjamin Britten)
Выступление было... если и не абсолютным совершенством, то очень близким. Сольная партия в O For the Wings... была исполнена вообще так, как я не слышал никогда и ни от кого. Во вс. случае, Алед Джоунз так точно не мог петь. Но и в целом выступление хора было настоящим выступлением мастеров и отличной иллюстрацией того, что представляет собой английская хоровая традиция: максимальная слаженность, "встроенность" в акустику помещения, в музыкальную партию (арпеджо на органе в сочетании с хоровой партией в Seek Him... - невероятный уровень!)
Солист при "O for the Wings of a Dove" |
Далее наступил черед хора мальчиков Варшавы (муз. руководитель Кшиштоф Кушель-Мороз).
1) Ubi caritas (Maurice Duruflé)
2) Jus sie zmierzka (Evening prayer) (Waclaw z Szamotul)
3) Ave Maria (Stanislaw Moniuszko) - на польском
4) Gloria (John Rutter).
Отличное, профессиональное выступление, блестящая слаженность... Ну, не настолько впечатляюще, как хор собора Труро, но это, в конце концов, для них не родной зал!
Warwickshire County Choristers - муз. руководитель Гэри Джоунз.
- Adoramus (Orlando Lasso)
- Catch a Falling Star (Bob Chilcott)
- La petite fille sage (Poulenc)
- Tiger Tiger (Bernofsky)
Конечно, их выступление никак не тянуло на уровень двух предыдущих коллективов: довольно "разбито", очень по-детски - однако чего ожидать от абсолютных любителей? Недостаток техники мальчишки компенсировали активной жестикуляцией: поднимали руки во время Catch a falling star (пытаясь поймать падающую звезду, должно быть), чего-то там показывали во время пуленковской композиции... Лишь в "Тигре-тигре" (по знаменитому стихотворению Уильяма Блейка) они обошлись без активной жестикуляции и все сделали голосом.
Аплодисменты были бешеные - благодаря наличию мощной клаки из Уорикшира (которая, кстати, вся исчезла с окончанием первого отделения).
Второе отделение:
Мужской хор города Труро (муз. руководитель Пол Триггс)
- Divine Brahma (from The Pearl Fishers) (Georges Bizet)
- Ave Maria (Giulio Caccini, arr. Martyn Davies)
- You'll Never Walk Alone (Rodgers & Hammerstein) (данная песня является гимном футбольного клуба "Ливерпуль")
- What Would I Do Without My Music
- Nessun Dorma (Giacomo Puccini)
Выступление было просто блестящим: форсирование только тогда, когда это нужно, а так - чрезвычайно деликатно, с упором именно на 'blending'. Пение мужским хором "Ave Maria" Каччини - ничего подобного я никогда не слышал, но хор справился с задачей просто на ура; Nessun dorma они спели на смеси итальянского и английского (Il nome mio nessun saprà - ed io dovrei ahime morir, morir и т.д., вплоть до громового "Vincerò" было по-итальянски, как и начальное 'Nessun dorma' - но все, что между этим по-английски) - непривычно, но эффектно чрезвычайно!
Espoon Mieslaulajat Esmila (Финляндия, муз. руководитель Хельге Корвитс)
- Suomalainen rukos (Taneli Kuusisto)
- Kaunehin maa (Leevi Madetoja)
- Sjofararen vid milan (Selim Palmgren)
- Serenade (Selim Palmgren)
- Finlandia-hymni (Jan Sibelius)
Очень хороший хор: с точки зрения единой звуковой картины. Увы, единственное знакомое мне произведение - это Finlandia (в Великобритании мелодия использована для гимна Be still my soul, записанного, в частности, "Либерой").
Хор мальчиков г. Дубна
- Богородице Дево (А. Ведель)
- Выхожу один я на дорогу
- Pueri concinite
- And Then Shall Your Light Break Forth (Mendelssohn)
- Bye Bye Blues (Hammer)
После таких корифеев, как хор собора Труро, я опасался, что хор Дубны будет смотреться аутсайдером. Но, к счастью, этого не произошло: выступили они отлично (переводчик хора заметил, что при пении "Elijah" звук в задней части собора плыл - но с моего места ничего этого было не заметно - хотя я был сильно занят, работая аж двумя камерами).
Sons of Lafayette (муз. руководитель Лорен Л. Пинкерман)
- All That Hath Life & Breadth Praise Ye the Lord (Rene Clausen)
- Exsultate Justi (Lodovico Grossi da Viadana)
- How Can I Keep from Singing (Scott Farthing)
- Mary Had a Baby (Shaw-Parker)
- Down by the Riverside (Brant Adams)
Этот хор показался мне уж очень серьезным, академичным. Впрочем, других претензий нет: исполнение отличное, было даже два соло. К тому же чересчур большая серьезность была разбавлена двумя последними композициями в ритме спиричуэл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий