Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

30.04.2011

Фестиваль мужских хоров в Труро - день третий (гала-концерт в соборе Труро))

Сразу же после приезда из Ньюки хор Дубны отправился в собор: обследовать помещение на предмет акустики и решить, как быть с программой - в зависимости от результатов обследования. Я, заправившись кофе, отправился туда же. А там уже кипит работа, причем, кажется, все участники концерта стоят в некой очереди на то, чтобы занять сцену и порепетировать.
Дубнинский хор попробовал несколько вещей ("Эхо", "Базар" и пр.), и в итоге решил исполнять Pueri concinite. Я по интересовался у аккомпаниатора хора, что они решили насчет "ц"-"ч". Она ответила, что ничего менять не будут: это же дети, если им сейчас начать объяснять, что то, как они пели до этого, неправильно, а надо вот так, получится полный кошмар. Я не мог не согласиться: в конце-концов, "ц", "ч" - какая разница? Латиняне, когда водились, вообще "к" произносили во всех этих местах!
(Кстати, за репетицией наблюдали несколько маленьких членов Варшавского хора - причем с огромным интересом: от сольной партии С.Балашова они, кажется, вообще пришли в восторг - весьма тихий, впрочем).
...
Обратно к собору подошел в 7 вечера. И обнаружил, что как минимум три его участника шатаются на площади перед входом: хор мальчиков графства Уорикшир, "Сыны Лафайетта" и Варшавский хор мальчиков: все уже в форме, но пока в расслабленном состоянии. Лафайетовцы фотографировались, глазели по сторонам, варшавяне группкой сидели поодаль, а уорикширцы галдели, носились вокруг - в общем, вели себя несерьезно. Я все ожидал, что они сейчас что-нибудь сбацают вне программы - но их руководитель Гэрри Джоунз лишь собрал их перед входом и произнес наставительную речь ("Это очень серьезное событие, но главное - ничего не бойтесь!").
Варшавский хор

Гэри Джонс и Warwickshire County Choristers: pep-talk. 
Занимаю свое место - в окружении целой группы из Уорикшира: родителей, родственников...
И вот, наконец, начало:
Хор собора Труро, капельмейстер Кристофер Грей:
- Shenandoah (traditional American, arr. James Erb)
- O, For the Wings of a Dove (Mendelssohn)
- Seek Him That Maketh the Seventh Stars (Jonathan Dove)
- Advance Democracy (Benjamin Britten)
Выступление было... если и не абсолютным совершенством, то очень близким. Сольная партия в O For the Wings... была исполнена вообще так, как я не слышал никогда и ни от кого. Во вс. случае, Алед Джоунз так точно не мог петь. Но и в целом выступление хора было настоящим выступлением мастеров и отличной иллюстрацией того, что представляет собой английская хоровая традиция: максимальная слаженность, "встроенность" в акустику помещения, в музыкальную партию (арпеджо на органе в сочетании с хоровой партией в Seek Him... - невероятный уровень!)
Солист при "O for the Wings of a Dove"
После этого состоялось объединенное выступление хора собора Труро, Варшавского хора, "Сынов Лафайетта" и хора мальчиков графства Уорикшир - спели "Zadok the Priest" Генделя (традиционный коронационный гимн, никак, кстати, не связанный с ораторией "Соломон"). На мой взгляд, слишком распевно - я бы предпочел сильно акцентированные слоги в первых строфах.

Далее наступил черед хора мальчиков Варшавы (муз. руководитель Кшиштоф Кушель-Мороз).
1) Ubi caritas (Maurice Duruflé)
2) Jus sie zmierzka (Evening prayer) (Waclaw z Szamotul)
3) Ave Maria (Stanislaw Moniuszko) - на польском
4) Gloria (John Rutter).

Отличное, профессиональное выступление, блестящая слаженность... Ну, не настолько впечатляюще, как хор собора Труро, но это, в конце концов, для них не родной зал!


Warwickshire County Choristers - муз. руководитель Гэри Джоунз.
- Adoramus (Orlando Lasso)
- Catch a Falling Star (Bob Chilcott)
- La petite fille sage (Poulenc)
- Tiger Tiger (Bernofsky)

Конечно, их выступление никак не тянуло на уровень двух предыдущих коллективов: довольно "разбито", очень по-детски - однако чего ожидать от абсолютных любителей? Недостаток техники мальчишки компенсировали активной жестикуляцией: поднимали руки во время Catch a falling star (пытаясь поймать падающую звезду, должно быть), чего-то там показывали во время пуленковской композиции... Лишь в "Тигре-тигре" (по знаменитому стихотворению Уильяма Блейка) они обошлись без активной жестикуляции и все сделали голосом.
Аплодисменты были бешеные - благодаря наличию мощной клаки из Уорикшира (которая, кстати, вся исчезла с окончанием первого отделения).


Второе отделение:
Мужской хор города Труро (муз. руководитель Пол Триггс)
- Divine Brahma (from The Pearl Fishers) (Georges Bizet)
- Ave Maria (Giulio Caccini, arr. Martyn Davies)
- You'll Never Walk Alone (Rodgers & Hammerstein) (данная песня является гимном футбольного клуба "Ливерпуль")
- What Would I Do Without My Music
- Nessun Dorma (Giacomo Puccini)

Выступление было просто блестящим: форсирование только тогда, когда это нужно, а так - чрезвычайно деликатно, с упором именно на 'blending'. Пение мужским хором "Ave Maria" Каччини - ничего подобного я никогда не слышал, но хор справился с задачей просто на ура; Nessun dorma они спели на смеси итальянского и английского (Il nome mio nessun saprà - ed io dovrei ahime morir, morir и т.д., вплоть до громового "Vincerò" было по-итальянски, как и начальное 'Nessun dorma' - но все, что между этим по-английски) - непривычно, но эффектно чрезвычайно!

Espoon Mieslaulajat Esmila (Финляндия, муз. руководитель Хельге Корвитс)
- Suomalainen rukos (Taneli Kuusisto)
- Kaunehin maa (Leevi Madetoja)
- Sjofararen vid milan (Selim Palmgren)
- Serenade (Selim Palmgren)
- Finlandia-hymni (Jan Sibelius)
Очень хороший хор: с точки зрения единой звуковой картины. Увы, единственное знакомое мне произведение - это Finlandia (в Великобритании мелодия использована для гимна Be still my soul, записанного, в частности, "Либерой").


Хор мальчиков г. Дубна
- Богородице Дево (А. Ведель)
- Выхожу один я на дорогу
- Pueri concinite
- And Then Shall Your Light Break Forth (Mendelssohn)
- Bye Bye Blues (Hammer)
После таких корифеев, как хор собора Труро, я опасался, что хор Дубны будет смотреться аутсайдером. Но, к счастью, этого не произошло: выступили они отлично (переводчик хора заметил, что при пении "Elijah" звук в задней части собора плыл - но с моего места ничего этого было не заметно - хотя я был сильно занят, работая аж двумя камерами).

Sons of Lafayette (муз. руководитель Лорен Л. Пинкерман)
- All That Hath Life & Breadth Praise Ye the Lord (Rene Clausen)
- Exsultate Justi (Lodovico Grossi da Viadana)
- How Can I Keep from Singing (Scott Farthing)
- Mary Had a Baby (Shaw-Parker)
- Down by the Riverside (Brant Adams)
Этот хор показался мне уж очень серьезным, академичным. Впрочем, других претензий нет: исполнение отличное, было даже два соло. К тому же чересчур большая серьезность была разбавлена двумя последними композициями в ритме спиричуэл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий