Собственно конкурс состоялся сегодня: с 9 утра до 6 вечера; участников было в общей сложности 20, и из этих двадцати лишь один представляет собой хор мальчиков: остальные - просто мужские хоры (ни хор мальчиков Дубны, ни Boni pueri, ни хор мальчиков Эстонской оперы, ни хор мальчиков Варшавы в конкурсе не участвовали: они были гостями фестиваля).
Участники конкурса были разбиты на две группы: до 40 человек включительно и более 40 человек. В результате практически профессиональным коллективам приходилось соревноваться с любителями, а поскольку любительское пение в хоре - удел пенсионеров (а на пенсию в Великобритании выходят поздно), возраст участников был весьма и весьма большим.
На конкурс я пришел лишь к 11 часам, в результате первым участником, кого я услышал, был российский "Любомир" (спели они "Разбойника благоразумного" Чеснокова, Freiheitslied Шумана, Quatre petites prières de Saint-François d'Assise Пуленка, "Серенаду четырех кавалеров" Бородина, 'Dulaman' Майкла Макглинна и "Настасью" (рус.нар.) - аж шесть произведений (при том, что остальные пели по три-четыре). Хорошо спели, кстати, особенно "Настасью": у певцов даже улыбки прорезались. Однако когда они уходили со сцены, на лице как их руководителя, так и аккомпаниаторши было написано такое раздражение, даже злость, что мне стало не по себе.
Итог их выступления - второе место в своей подгруппе (до 40). Похоже, что на второе место они все страшно обиделись: всю группу я потом застал у выхода в фойе, и какая-то дама их утешала.
Первое место (как в их группе, так и звание чемпионов фестиваля) получил Академический мужской хор Хельсинки - состоящий целиком из молодых людей, и выступление их хоть и не доходило до уровня King's Singers, но было где-то близко: феноменальная слаженность, сильнейшие голоса - таким и проиграть не стыдно (я о поведении "Любомира").
Единственный хор мальчиков, участвовавший в конкурсе - это Warwickshire County Choristers. По уровню - довольно неплохой школьный хор, даже чем-то превосходящий школьные хоры, но, конечно, никак не тянущий на уровень первоклассных хоров (которые в подобных конкурсах просто не участвуют). Спели хористы из Уорикшира ту же программу, что была у них за день до этого на концерте в соборе Труро, прибавив к ней 'A Sea Change'. Их фирменный стиль - жестикуляция, игра всем, чем можно (этим они мне чем-то напомнили тех детей, что снимались в "Окне в Париж" и которые, кажется, занимались в театре-студии "Форте": такие же блестящие глаза, едящие своего руководителя, быстрые жесты, невероятная непосредственность и пр.). В итоге они не получили ничего, а вот их руководитель, Гэри Джоунз, получил специальный приз (100 фунтов).
Третье место в конкурсе "до 40" получил хор Synergy, который выступал до 11 часов и о котором, поэтому, я ничего не могу сказать.
В конкурсе "свыше 40" первое место досталось хору с валлийским названием, но из Бирмингема, Canoldir Male Choir: спели они "Аллелуйю" из кантаты 142 Баха, следом за ней 'What Shall We Do With The Drunken Sailor", потом A Nightingale Sang in Berkeley Square и, наконец, псалом 121. Сильный хор, но профессиональным я бы его не назвал. Когда объявили результаты, участники хора пришли в невероятный восторг, один мужик был на грани истерики.
Второе место досталось местному хору Four Lanes Male Choir, а третье - мужскому хору из Питерборо. Что, питерборовцы расстроились? Да ничуть не бывало: немедленно после объявления результатов конкурса в отличном настроении отправились в паб!
Был еще один участник конкурса, который произвел на меня неизгладимое впечатления: хор Донских казаков из Нидерландов. Именно так: голландских казаков. Казаки были в красных казачьих мундирах (бурках?), сапогах, белых меховых шапках, пели по-русски - но с сильным акцентом ("Не лод трессит, не комар писсит"), да и лица у казаков были явно германские. Лишь их руководитель, Серж Латышев (именно так), вроде, был русским.
Никакого приза, даже утешительного, хор не получил - однако в состоявшемся следом за конкурсом концерте именно их, похоже, провожали самыми бурными аплодисментами. Даже меня эти ребята проняли - сочетанием голосов, а также солистами (бас на уровне суб-контроктавы: как заметил ведущий концерта Дэвид Питерс, если бы приз давали за самый низкий голос, этот солист точно бы его получил).
В общем, перешли к концерту (быстро):
- Co Sligo Golf Club Male Choir
. New York, New York
. You'll Never Walk Alone
. Что-то неизвестное (программу изменили, а я прослушал название замены)
. Ole Man River
. Blue Danube (Иоганна Штраусса).
Типичный хор олд-таймеров: тенора кошмарные, баритоны еще ничего, но "Голубой Дунай" был спет вкривь и вкось. Хор вообще опозорился тем, что у одного их хористов прямо во время пения зазвенел мобильник!
- Boni pueri
. Když mne stará matka (Дворжак)
. Ty bysterský zvony (нар.)
. Už ho vedou Martina
. Tancuj, tancuj, vykrúcaj (нар.)
. Nella fantasia (Ennio Morricone)
. Ode to joy (Beethoven)
Их выступление стало настоящим украшением концерта - несмотря на то, что все это, кроме Ode to joy, я в их исполнении уже слышал. В Tancuj, tancuj, впрочем, они добавили элемент, которого не было на концерте в Методистской церкви: подскоки старшей группы, причем некоторые подскакивали как бы невпопад, чем вызывали бурный смех в зале.
- Академический мужской хор Хельсинки
. Humoreski (Sibelius)
. Unetar (Madetoja)
. Kesäkuva (Kuula)
. Cornish Rhapsody
. Long Day Closes
Блестящее выступление! Настоящие чемпионы!
- The Men of Good Fortune.
Самые профессиональные участники концерта: все члены группы - солисты местной оперы. Исполнили они всего две вещи, The Brightening Air и Oh Puss Number One, но первая была написана специально для данного выступления, а вторая была исполнена в виде мировой премьеры. Одним из участников группы оказался ведущий Дэвид Питерс.
- Don Kozakkenkoor Nederland (Хор Донских казаков, Нидерланды).
. Тебе поем (Бортнянский)
. С нами Бог (Чесноков)
. Хвалите имя Господне (Чесноков)
. 12 разбойников (нар.)
. Студенческая
. Вдоль по Питерской
Ну, о них я уже сказал...
- Four Lanes Male Choir
. Dust (мировая премьера, муз. Patrick J.Lee, на стихотворение Руперта Брука)
. Ring Ring the Banjo (С.Фостер)
. Sanctus (Шуберт)
. Christus Salvator (Eric Jones).
Sanctus и Ring The Banjo у этого хора (в значительной степени стариковского) получился отменно - даже странно. А вот Dust и Christus Salvador, увы, не вышли: голоса были какими-то "рассыпанными"...
Данный блог посвящен английской хоральной музыке (концерты, соборы и пр. и пр.). Кроме того - по крайней мере, пока остается интерес - определенное внимание будет уделяться коллективу, известному миру под названием Libera (www.libera.org.uk) (оперативные новости и пр.).
Foreword
This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).
If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)
Комментариев нет:
Отправить комментарий