Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

29.04.2011

Фестиваль мужских хоров в Труро - день первый

От Лондона до Труро 4 часа на поезде - пусть и не TGV, но довольно быстром. Что означает, что зрителю к подобным фестивалям нужно готовиться обстоятельно: разыскивать отель и пр. А с учетом того, что городок маленький, но при этом очень популярный у туристов, место для ночлега нужно бронировать сильно заранее. К счастью, о самом фестивале - и даже о его примерных участниках - было объявлено еще раньше: в 2010 году (подозреваю, что перечень участников был примерно известен даже в 2009 году).
Фестиваль проводится раз в два года и собирает просто уйму хоров не только из Британии, но и со всего мира. Причем состав участников отличается от еще одного хорового фестиваля, также проводящегося регулярно: фестиваля четырех хоров. Если участниками последнего являются прежде всего церковно-соборные хоры, то участниками фестиваля в Труро становятся прежде всего "светские" хоры - во вс. случае, знаменитые хоры британских соборов и университетских колледжей в этом фестивале участия не принимают, и исключение составляет лишь хор собора Труро, что понятно: нужно показать гостям, что представляет из себя Корнуолл.

В общем, приезжаю в Труро, размещаюсь, отправляюсь в город: не очень большой по размеру, с маленьким и уютным центром, где все рядом: собор, методистская церковь (место первого гала-концерта), зал "Hall for Cornwall" (место проведения еще нескольких гала-концертов), а также вездесущий паб системы Wetherspoon, который здесь называется Try Dowr ("три реки" на корнуолльском). Кстати, несмотря на то, что официально корнуолльский язык вымер, надписи на нем встречаются здесь весьма широко, в том числе в сортирах этого самого паба.

Программа фестиваля, роскошная, толстая, за 5 фунтов, охватывает вообще все концерты фестиваля. Открываю и начинаю изучать.

В программе самого первого гала-концерта значились хористы собора Труро, хор из Чехии "Boni pueri", Корнуолльский хор мальчиков, Voice Message из России, еще один Корнуолльский хор мальчиков, но с голосами в стадии изменения, какой-то "Любомир" (тоже из России) и хор мальчиков Эстонской национальной оперы. Из этих всех я более или менее имел представление только о чешском хоре, кое-что слышал, разумеется, о хоре собора Труро (именно в этом соборе возникла традиция проводить "Festivals of 9 Lessons and Carols" на Рождество!), все же остальные для меня загадка.
Часов в 5 подхожу к Методистской церкви и выясняю у служительницы, когда откроются двери. В 7 часов, отвечает она. Решаю прийти немного раньше - на всякий случай, т.к. билеты без места. Прихожу в 6.30 - и обнаруживаю, что двери открыты и народ активно туда заходит. Впрочем, место я занял отличное: в 4 ряду (первых три ряда были для VIP-ов) в самом центре. Занимаю место и начинаю подслушивать, о чем разговаривают остальные (похоже, что почти все пришедшие на концерт знают друг друга).  Первое, что выясняется - один из участников фестиваля, какой-то там непальский народный хор, исчез! То есть он в полном составе приземлился где-то там, но с того момента никто больше его не видел. Один из служащих сообщил, что похожая история произошла на прошлом фестивале с каким-то нигерийским хором...
Впрочем, первое официальное объявление, которое сделал ведущий, касалось вовсе не непальского хора: хор 'Voice Message' вообще не приехал на фестиваль, потому что... его не выпустили из России! Замечательно, не правда ли? Заставляет в очередной раз задуматься, в какой стране меня угораздило родиться и жить и не пора ли что-то с этим делать.
Ну а теперь программа:

Хористы собора Труро (муз. руководитель Кристофер Грей, аккомпаниатор Люк Бонд):
- Gloria (Benjamin Britten - Missa Brevis)
- Corpus Christi Carol (Benjamin Britten)
- For the Fallen (Mark Blatchley)
- Ave Maria (Gabriel Fauré)
- Sound the Trumpet (Henry Purcell)

Хористы, выступавшие в своей традиционной красной форме, были профессиональны, ошибок не делали, но... Их уровень, конечно, был не тем, который ожидаешь от хора английского собора. К тому же, если честно, Бриттен - не совсем удачное включение в прогрмму. Лишь Sound the Trumpet прозвучал отлично (хотя и не так, как это же произведение, которое я слышал в исполнении хористов Вестминстерского аббатства в 2007 году во время дня открытых дверей их школы).

Boni pueri (Чехия, муз. руководитель д-р Павел Горак, аккомпаниатор Йитка Франкова)

Boni pueri, уже завсегдатаи этого фестиваля, разместились на балконе прямо под органом: в традиционных своих "золотых" накидках, совершенно спокойные и явно наслаждающиеся тем, что им аплодируют.
- Proč bychom se netěšili (Bedřich Smetana)
- Te Deum laudamus (Antonín Rejcha)
- Kyrie (from Mass in D Major) (Antonín Dvořák)
- Vltava (Bedřich Smetana)
- Ty bysterský zvony (народная песня) - дуэт двух сопрано.
- Tancuj, tancuj, vykrúcaj (народная песня) - каждый последующий куплет хор пел быстрее предыдущего, так что к концу было вообще невозможно понять, как они в состоянии сохранять такую блестящую технику при такой скорости?
Великолепное выступление: отличное в профессиональном плане, и при этом отличавшееся невероятным весельем. Хористы просто сияли - и провожали их бешеными аплодисментами.

Cornwall Boys Choir (муз. руководитель Анджера Реншо, аккомпаниатор Ангус Уэбстер)

Корнуольский хор мальчиков - это не хор собора Труро: Анджела Реншо набрала их по всяким школам и пр., в том числе из трудных семей, чтобы приучить их к пению. Потому, конечно, их уровень был не профессиональным уровнем. Впрочем, они и не старались казаться таковыми. Выступали они там же, где и Boni pueri.
- Firefly (Andy Beck)
- Peace Between Nations (Christopher Wiggins)
- You Gotta Move (traditional) - эту вещь хористы спели точно в стиле рок-певцов, с широченным "a" в 'gotta', да еще и раскачиваясь!
Неплохо, конечно, но...
Отдельного упоминания заслуживает аккомпаниатор Ангус Уэбстер. По виду ему лет 12. Однако его аккомпанемент был прекрасным, да и сам он выглядел уж очень серьезным. От сидевшей рядом со мной старой дамы узнал, что Ангус помешан на музыке и часто приходит в церковь только для того, чтобы поиграть на ф-но для собственного удовольствия!
Ангус Уэбстер за фортепиано

В программке значилось еще одно произведение, Si njay njay njay - народная зулусская песня; эту вещь хористы исполнили совместно с более взрослым хором под руководством той же Анджелы Реншо, Cornwall Changing Voices - и вот здесь они были просто в ударе!

Далее был интервал, во время которого мне удалось в фойе купить два компакт-диска Boni pueri - а где еще их достать в Великобритании?

После интервала должен был выступать Voice Message, но за неимением такового их заменили... Boni pueri! На этот раз их пришлось немного подождать, и были они на этот раз в черном.
- Ave Maria (Giulio Caccini)
- Hallelujah (from The Messiah by G.F.Handel)
- Už ho vedou Martina (народная)
- Nella fantasia (Ennio Morricone) - данная вещь Морриконе была исполнена с сольной партией одного из хористов - блестяще!
- Praise his Holy Name

Если в первом отделении их провожали бешеными аплодисментами, то здесь были просто овации - блестящая техника с невероятной энергетикой! Не зря я приобрел их компакт-диски, не зря!

Cornwall Changing Voices 
Немного они пели еще в первом отделении, однако в этом отделении у них был настоящий дебют: премьера песни, специально написанной для них местным композитором Рассселлом Паско (которого все поприветствовали), а также, фактически, это был дебют самого хора!
Итак:
- My Love is Like Red Red Rose (Russel Pascoe)
- The Lion Sleeps Tonight (Solomon Linde)

Честно - 'The Lion Sleeps Tonight' мне понравилось куда больше - имею в виду их исполнение, с отличной сольной партией одного из хористов!
Аккомпанировал им тот же Ангус Уэбстер.

Любомир (муз. руководитель Владимир Семенов, аккомпаниатор Татьяна Соколовская)

И после столь задорных выступлений от Boni pueri и Cornwall Changing Voices - куча хмурых мужиков, с руководителем, имеющим то ли военную - то ли бандитскую выправку! Ужас!
"Любомир", во-первых, полностью изменил программу! Спели они, в общей сложности, 7 песен: "сурьезный" репертуар РПЦ-шно-народного розлива (пять треков из семи). Спели очень профессионально, не спорю, однако помещать их в ту же программу, что и Boni pueri??? Шестым номером в их программе значилась Balulalow Бриттена (из Ceremony of Carols) - вещь, написанная исключительно для treble'ов! В общем, создалось впечатление, что хор решид поразить своим профессионализмом публику, но самым легким и доступным способом.
Номером семь они спели "In taberna" "Carmina burana" Карла Орффа. Им аплодировали, аплодировали по-настоящему, но лица певцов и их руководителя оставались каменными...

Далее нам преподнесли еще один сюрприз: Truro Cathedral Choir Scholars, т.е. взрослые члены хора собора Труро. У меня создалось впечатление, что организаторы концерта поместили их туда, ничего не сказав "Любомиру" - в пику последним. Парни не подкачали:
- Penny Lane (Paul McCartney)
- The Oak & The Ash (traditional)
- Heavenly

Отличная фига "Любомиру": эти ребята, конечно, не тянули на уровень King's Singers, но лишь чуть-чуть, и все три трека были исполнены с величайшим мастерством и юмором - чего у "Любомира" не было и в помине.

Хор мальчиков Эстонской национальной оперы - худ. руководитель и дирижер Хирво Сурва, аккомпаниатор Андрес Лемба.
О них я вообще ничего не знал, а потому выступление оказалось подлинным сюрпризом: из всех участников Эстонский хор оказался лучшим, затмив даже Boni pueri! Во всяком случае, лучшим по профессионализму.

- O Lieber Herre Gott (Heinrich Schütz)
- David's Song N. 104 (Cyrillius Kreek)
- Born for the Singer (Kadri Hunt) - исполняли только тенора и басы
- The Village is Listening (Veljo Tormis)
- The Majesty and Glory of Your Name (Tom Fettke, Linda Lee Johnson)
Треки 2, 3 и 4 исполнялись на эстонском, первый на немецком, а последний по-английски. Во время Born for the Singer со зрителями случился конфуз: они стали аплодировать до окончания песни, после чрезвычайно эффектного крещендо и паузы, решив, что все кончилось - но не тут-то было! А потому Хирво Сурве в следующий раз пришлось делать зрителям знак, где именно можно аплодировать. Три последних трека - это вообще что-то шедевральное: давно я не слышал такого уровня от иностранного хора. Заставляет сравнить его с норвежским Nidarosdomens Gutterkor.

Комментариев нет:

Отправить комментарий