Фестиваль проводится раз в два года и собирает просто уйму хоров не только из Британии, но и со всего мира. Причем состав участников отличается от еще одного хорового фестиваля, также проводящегося регулярно: фестиваля четырех хоров. Если участниками последнего являются прежде всего церковно-соборные хоры, то участниками фестиваля в Труро становятся прежде всего "светские" хоры - во вс. случае, знаменитые хоры британских соборов и университетских колледжей в этом фестивале участия не принимают, и исключение составляет лишь хор собора Труро, что понятно: нужно показать гостям, что представляет из себя Корнуолл.
В общем, приезжаю в Труро, размещаюсь, отправляюсь в город: не очень большой по размеру, с маленьким и уютным центром, где все рядом: собор, методистская церковь (место первого гала-концерта), зал "Hall for Cornwall" (место проведения еще нескольких гала-концертов), а также вездесущий паб системы Wetherspoon, который здесь называется Try Dowr ("три реки" на корнуолльском). Кстати, несмотря на то, что официально корнуолльский язык вымер, надписи на нем встречаются здесь весьма широко, в том числе в сортирах этого самого паба.
Программа фестиваля, роскошная, толстая, за 5 фунтов, охватывает вообще все концерты фестиваля. Открываю и начинаю изучать.
В программе самого первого гала-концерта значились хористы собора Труро, хор из Чехии "Boni pueri", Корнуолльский хор мальчиков, Voice Message из России, еще один Корнуолльский хор мальчиков, но с голосами в стадии изменения, какой-то "Любомир" (тоже из России) и хор мальчиков Эстонской национальной оперы. Из этих всех я более или менее имел представление только о чешском хоре, кое-что слышал, разумеется, о хоре собора Труро (именно в этом соборе возникла традиция проводить "Festivals of 9 Lessons and Carols" на Рождество!), все же остальные для меня загадка.
Часов в 5 подхожу к Методистской церкви и выясняю у служительницы, когда откроются двери. В 7 часов, отвечает она. Решаю прийти немного раньше - на всякий случай, т.к. билеты без места. Прихожу в 6.30 - и обнаруживаю, что двери открыты и народ активно туда заходит. Впрочем, место я занял отличное: в 4 ряду (первых три ряда были для VIP-ов) в самом центре. Занимаю место и начинаю подслушивать, о чем разговаривают остальные (похоже, что почти все пришедшие на концерт знают друг друга). Первое, что выясняется - один из участников фестиваля, какой-то там непальский народный хор, исчез! То есть он в полном составе приземлился где-то там, но с того момента никто больше его не видел. Один из служащих сообщил, что похожая история произошла на прошлом фестивале с каким-то нигерийским хором...
Впрочем, первое официальное объявление, которое сделал ведущий, касалось вовсе не непальского хора: хор 'Voice Message' вообще не приехал на фестиваль, потому что... его не выпустили из России! Замечательно, не правда ли? Заставляет в очередной раз задуматься, в какой стране меня угораздило родиться и жить и не пора ли что-то с этим делать.
Ну а теперь программа:
Хористы собора Труро (муз. руководитель Кристофер Грей, аккомпаниатор Люк Бонд):
- Gloria (Benjamin Britten - Missa Brevis)
- Corpus Christi Carol (Benjamin Britten)
- For the Fallen (Mark Blatchley)
- Ave Maria (Gabriel Fauré)
- Sound the Trumpet (Henry Purcell)
Хористы, выступавшие в своей традиционной красной форме, были профессиональны, ошибок не делали, но... Их уровень, конечно, был не тем, который ожидаешь от хора английского собора. К тому же, если честно, Бриттен - не совсем удачное включение в прогрмму. Лишь Sound the Trumpet прозвучал отлично (хотя и не так, как это же произведение, которое я слышал в исполнении хористов Вестминстерского аббатства в 2007 году во время дня открытых дверей их школы).
Boni pueri (Чехия, муз. руководитель д-р Павел Горак, аккомпаниатор Йитка Франкова)
Boni pueri, уже завсегдатаи этого фестиваля, разместились на балконе прямо под органом: в традиционных своих "золотых" накидках, совершенно спокойные и явно наслаждающиеся тем, что им аплодируют.
- Proč bychom se netěšili (Bedřich Smetana)
- Te Deum laudamus (Antonín Rejcha)
- Kyrie (from Mass in D Major) (Antonín Dvořák)
- Vltava (Bedřich Smetana)
- Ty bysterský zvony (народная песня) - дуэт двух сопрано.
- Tancuj, tancuj, vykrúcaj (народная песня) - каждый последующий куплет хор пел быстрее предыдущего, так что к концу было вообще невозможно понять, как они в состоянии сохранять такую блестящую технику при такой скорости?
Великолепное выступление: отличное в профессиональном плане, и при этом отличавшееся невероятным весельем. Хористы просто сияли - и провожали их бешеными аплодисментами.
Cornwall Boys Choir (муз. руководитель Анджера Реншо, аккомпаниатор Ангус Уэбстер)
Корнуольский хор мальчиков - это не хор собора Труро: Анджела Реншо набрала их по всяким школам и пр., в том числе из трудных семей, чтобы приучить их к пению. Потому, конечно, их уровень был не профессиональным уровнем. Впрочем, они и не старались казаться таковыми. Выступали они там же, где и Boni pueri.
- Firefly (Andy Beck)
- Peace Between Nations (Christopher Wiggins)
- You Gotta Move (traditional) - эту вещь хористы спели точно в стиле рок-певцов, с широченным "a" в 'gotta', да еще и раскачиваясь!
Неплохо, конечно, но...
Отдельного упоминания заслуживает аккомпаниатор Ангус Уэбстер. По виду ему лет 12. Однако его аккомпанемент был прекрасным, да и сам он выглядел уж очень серьезным. От сидевшей рядом со мной старой дамы узнал, что Ангус помешан на музыке и часто приходит в церковь только для того, чтобы поиграть на ф-но для собственного удовольствия!
Ангус Уэбстер за фортепиано |
В программке значилось еще одно произведение, Si njay njay njay - народная зулусская песня; эту вещь хористы исполнили совместно с более взрослым хором под руководством той же Анджелы Реншо, Cornwall Changing Voices - и вот здесь они были просто в ударе!
Далее был интервал, во время которого мне удалось в фойе купить два компакт-диска Boni pueri - а где еще их достать в Великобритании?
После интервала должен был выступать Voice Message, но за неимением такового их заменили... Boni pueri! На этот раз их пришлось немного подождать, и были они на этот раз в черном.
- Ave Maria (Giulio Caccini)
- Hallelujah (from The Messiah by G.F.Handel)
- Už ho vedou Martina (народная)
- Nella fantasia (Ennio Morricone) - данная вещь Морриконе была исполнена с сольной партией одного из хористов - блестяще!
- Praise his Holy Name
Если в первом отделении их провожали бешеными аплодисментами, то здесь были просто овации - блестящая техника с невероятной энергетикой! Не зря я приобрел их компакт-диски, не зря!
Cornwall Changing Voices
Немного они пели еще в первом отделении, однако в этом отделении у них был настоящий дебют: премьера песни, специально написанной для них местным композитором Рассселлом Паско (которого все поприветствовали), а также, фактически, это был дебют самого хора!
Итак:
- My Love is Like Red Red Rose (Russel Pascoe)
- The Lion Sleeps Tonight (Solomon Linde)
Честно - 'The Lion Sleeps Tonight' мне понравилось куда больше - имею в виду их исполнение, с отличной сольной партией одного из хористов!
Аккомпанировал им тот же Ангус Уэбстер.
Любомир (муз. руководитель Владимир Семенов, аккомпаниатор Татьяна Соколовская)
И после столь задорных выступлений от Boni pueri и Cornwall Changing Voices - куча хмурых мужиков, с руководителем, имеющим то ли военную - то ли бандитскую выправку! Ужас!
"Любомир", во-первых, полностью изменил программу! Спели они, в общей сложности, 7 песен: "сурьезный" репертуар РПЦ-шно-народного розлива (пять треков из семи). Спели очень профессионально, не спорю, однако помещать их в ту же программу, что и Boni pueri??? Шестым номером в их программе значилась Balulalow Бриттена (из Ceremony of Carols) - вещь, написанная исключительно для treble'ов! В общем, создалось впечатление, что хор решид поразить своим профессионализмом публику, но самым легким и доступным способом.
Номером семь они спели "In taberna" "Carmina burana" Карла Орффа. Им аплодировали, аплодировали по-настоящему, но лица певцов и их руководителя оставались каменными...
Далее нам преподнесли еще один сюрприз: Truro Cathedral Choir Scholars, т.е. взрослые члены хора собора Труро. У меня создалось впечатление, что организаторы концерта поместили их туда, ничего не сказав "Любомиру" - в пику последним. Парни не подкачали:
- Penny Lane (Paul McCartney)
- The Oak & The Ash (traditional)
- Heavenly
Отличная фига "Любомиру": эти ребята, конечно, не тянули на уровень King's Singers, но лишь чуть-чуть, и все три трека были исполнены с величайшим мастерством и юмором - чего у "Любомира" не было и в помине.
Хор мальчиков Эстонской национальной оперы - худ. руководитель и дирижер Хирво Сурва, аккомпаниатор Андрес Лемба.
О них я вообще ничего не знал, а потому выступление оказалось подлинным сюрпризом: из всех участников Эстонский хор оказался лучшим, затмив даже Boni pueri! Во всяком случае, лучшим по профессионализму.
- O Lieber Herre Gott (Heinrich Schütz)
- David's Song N. 104 (Cyrillius Kreek)
- Born for the Singer (Kadri Hunt) - исполняли только тенора и басы
- The Village is Listening (Veljo Tormis)
- The Majesty and Glory of Your Name (Tom Fettke, Linda Lee Johnson)
Треки 2, 3 и 4 исполнялись на эстонском, первый на немецком, а последний по-английски. Во время Born for the Singer со зрителями случился конфуз: они стали аплодировать до окончания песни, после чрезвычайно эффектного крещендо и паузы, решив, что все кончилось - но не тут-то было! А потому Хирво Сурве в следующий раз пришлось делать зрителям знак, где именно можно аплодировать. Три последних трека - это вообще что-то шедевральное: давно я не слышал такого уровня от иностранного хора. Заставляет сравнить его с норвежским Nidarosdomens Gutterkor.
Комментариев нет:
Отправить комментарий