Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

29.04.2011

Фестиваль мужских хоров в Труро - день второй

Сегодня был день "региональных концертов", и надо же было такому случиться, что билет я приобрел на концерт в Пензансе! Самый поздний поезд из Пензанса в направлении Труро уходит в 10 вечера, успеть на него весьма проблематично, если учесть, что предыдущий концерт окончился в 10.20, да еще программа этого концерта сплошь и рядом повторяет ту, что я уже слышал. В общем, крепко подумав, решил плюнуть на купленный билет и отправиться в Фалмут: он ближе, к тому же там будут выступать те хоры, которых я никогда до этого не слышал - в том числе хор из Дубны, сольный концерт которого, объявленный на сайте Фестиваля, был отменен.
В Фалмут, небольшой курортный городок (какая-то смесь Шанклина и Торки: холмы, холмы - и пляжи, порт - а уже тепло (правда не настолько, чтобы залезать в воду - уж очень холодный воздух тянет с моря) - так что чувства вполне летние, располагающие к степенному движению по набережным и сидению в кафе.
Розыск методистской церкви Фалмута (опять методистской!) занял некоторое время, но не слишком большое, чтобы не встала необходимость как-то убить несколько часов до начала концерта. Ну, хотя бы, меня заверили, что билетов полно...
... От-ранне-ужинав (в близлежащем пабе), заявляюсь в церковь: в ней мне сказали, что двери откроются в 6.45, однако, подойдя к ней в 6.30, обнаруживаю, что двери гостеприимно распахнуты и уже заметно движение. Куда идти? А вот туда, на самый верх!
Поднимаюсь - но, к счастью, зал еще практически пуст: ходят лишь какие-то техники, всякие люди из организаторов, с озабоченным видом... В-наглую занимаю место во втором ряду в самом центре!
По программе сегодня должны были выступать безвременно не-выпущенные за пределы Российского Государства "Voice Message"; стало быть, грядут замены в программе!
Примерно без четверти семь в зале появляются члены хора Дубны: пока в цивильном (в цивильном - это мягко сказано! В английском языке для такого типа детей есть отдельный термин: "urchins" - это такие маленькие дети возраста примерно до 11 лет, чумазые, лохматые, которые в эпоху Ч.Диккенса занимались на улице попрошайничеством и тырили у почтенных людей кошельки с деньгами - в общем, банда Фейгина! Кстати, детей этих я уже заприметил за день до этого в центре Труро - безо всякого присмотра они шныряли по улицам и занимались шоппингом: никогда не бы подумал, что это русские хористы, если б не услышал их русскую речь: типичные английские малолетние хулиганы). И вот эти вот хулиганы по команде выстроились, один из них вышел вперед, открыл рот и... "Выхожу один я на дорогу", причем настолько чисто и мощно, даже с вибрато (не чрезмерным, а как раз столько, сколько надо!), что я аж оторопел! "Когда бы знали, из какого сора растут..." - ну и так далее. Потом вперед выходят двое еще более комичных типа (особенно тот, что справа: лопоухий, с личиком одного из героев фильма "Хористы", которого назначили пюпитром, потому что у него слуха не было), - открывают рот, и... о Боже, Pueri concinite, причем с "ч", а не с "ц"!!!! Чисто, мощно - ну где в нем все это помещается??? Обалдеваю, в общем, еще больше, но, похоже, руководительницы хора уже привыкли к такому!
Urchins...

В общем, не смог удержаться, чтобы не подойти к одной из них и не узнать имена солистов (очень пригодилось имя Т.Е.Селищевой, которое я упомянул - а что, она вправду преподавала у меня музыку! В школе! Пусть и в младших классах...).

В общем, хористы уходят переодеваться, зал уже наполняется публикой...
Спускаюсь помыть руки и застаю там сразу троих дубнинцев. Они заняты делом: заткнули обе раковины пробками, открыли краны и теперь ждут, что из этого получится. Не выдерживаю, говорю: ну на фига раковины-то затыкать! Ой, а ты что, по-русски говоришь? Таки да, приехал вот на вас, охломонов, посмотреть...

Поднимаюсь наверх, занимаю место, включаю аппарат...
Ведущей в этот раз оказалась дама с BBC Radio 4 - некая Дафна Скиннард. С очень правильным произношением, но, увы, довольно тихим голосом, так что разобрать, что она говорит, было порой весьма сложно. Делает объявление по поводу Voice Message - двоих не выпустили из страны, потому что у них все еще допуск по секретности! Даже комментировать неохота...

В общем, концерт начинается с хора Nankersey Male Choir: ОЧЕНЬ ВЗРОСЛОГО хора (углядел я среди них пару человек моложе 30 лет, но в основном это были дедушки возрастом за 60).

- Let Be The Light (Goff Richards)
- True Love (L Janacek)
- If I Ruled the World (C. Ornadel & L Bricusse)
- Steal Away (traditional, arr. Jacobson)
- Deus Salutis (arr. Mansel Thomas).
Руководитель хора Элейн Танги, однако дирижировала им не она: у нее оказались дела, так что дирижировали по очереди двое членов хора, одному из которых, по имени Ральфи, было, похоже, уже под 90. Однако спели дедушки отлично: блистали и в фортиссимо, и в пианиссимо; гармония, слаженность - все налицо.

Вторым на сцену вышел Мужской хор Питерборо. Хор гораздо старше, чем предыдущий: ему уже, кажется, 75 лет исполнилось, что не преминула ехидно сообщить Дафна. Впрочем, возраст членов этого хора оказался все же не таким уж почтенным: в нем было довольно много молодых людей, а уж дирижер, Уильям Придо, вообще оказался парнем лет 25 - по виду.

- Shenandoah (Traditional, arr. Newbury)
- Absolve Domine (P. Cornelius)
- Sacramento (traditional, arr. Davidson) - та самая песенка, которую напевал Бэзил Фолти в эпизоде "Communication Problems", выиграв на скачках 80 фунтов.
- Bring Him Home (Alain Boublil & C.M. Schoenberg - из Les Misérables)
- Dana Dana - венгерская народная песня, исполнялась на венгерском языке!
- Fields of Gold (Sting).
Хор, конечно, сильнее, чем дедушки: задор при исполнении Sacramento и Dana Dana был страшно заразителен, Bring Him Home (сольная партия Жана Вальжана) исполнена блестяще (вот Fields of Gold мне понравились несколько меньше)
Впрочем, хор спел еще две вещи, которых в программке упомянуто не было:
- Rose
- My Lord, What a Morning
И опять замечательно! Аплодисменты были весьма и весьма бурными!

И вот, наконец, наступил черед хора мальчиков из Дубны. Дети переоделись - и в итоге младшие хористы оказались во всем белом с бело-сине-красными галстуками (жуть как неприятно); старшие хористы были одеты нормально: в черные костюмы (фраки) с бабочками.
Грандиозные изменения в программе - что уже ожидалось: нужно же заменять не приехавший Voice Message!

1) Богородице Дево (объявлено было как "Ave Maria")
2) Выхожу один я на дорогу (солист Сергей Балашов) - первый шок прошел, осталось только восхищение. Блестяще!

3) Эхо (автора не разобрал)
4) Pueri concinite, солисты Сергей Микелов, Семен Кудряшов. Здесь у меня появилась довольно серьезная претензия: ну да, Pueri concinite они спели с "ч", но вот все остальное произносили по-немецки ("ц" вместо "ч", "г" вместо "дж" и т.д.; получилась эдакая смесь английской и немецкой латыни). Ну и один из солистов вместо "concinite" пел явно "concinete". Однако это все мелочи: этой вещью дубнинцы вполне в состоянии дать огромную фору "Маленьким певцам Св.Марка" и Жану-Батисту Монье! Чистейшее сопрано, причем невероятно мощное (у того самого, лопоухого) - интересно, а "Королеву ночи" этот парень может спеть?

5) Что-то типа "Ни кола - ни двора" - исполнял соло Максим Соколов (?) - и еще один блестящий солист, немного другого тембра (напоминает тембр Уильяма Даттона) - и опять невероятно мощно! Интересно, не пользуется ли Миронова техникой Герхардта Шмидта-Гадена для обучения своих питомцев? Впрочем, если и пользуется, то только тогда, когда ей это надо: хор не переходит в крик, весьма характерный для детей из Бад-Тольца.

6) "Хабанера", исполнял соло Сергей Балашов. Восторг!
7) В.Рубин, "Русский базар" (не уверен в точности названия) - откровенно хулиганская вещь со сложнейшим музыкальным рисунком, полифонией, диссонансами - и со всем этим хор из Дубны (вернее, исключительно его младшая группа) умудрился справиться без единой помарки!
8) Г. Свиридов - Романс (вокализ)
9) Gloria (Delibes?) - вещь с весьма сложным музыкальным рисунком, но хор справился с ней с легкостью!
10) Festival Sanctus (John Leavitt) - по стилю очень напоминает Hosannah из реквиема Уэббера: несколько чересчур радостная мелодия (хотя, впрочем, вполне подстать тексту...). Никаких претензий к исполнению.
11) фрагмент из Elijah Ф.Мендельсона - и дубнинцы в очередной раз показали, что способны блестяще справляться с английским церковным репертуаром (пусть пели они и по-немецки: Мендельсона в англиканской церкви почитают за своего).
12) Bye Bye Blues (Hammer) - пели по-английски. Если не считать того, что текст я почти не разобрал, спели просто замечательно!
13) Калинка
14) Подмосковные вечера

Двух последних вещей в программе не было, но, кажется, ничто не могло настолько "влюбить" аудиторию в хор, как всем известная "Калинка", во время которой можно хлопать в ладоши!
(хотя, если честно, я бы дал возможность хору спеть самостоятельно, без этого ритмического вспоможения, хотя бы один куплет: дубнинцы ведь потрясающе держат ритм (сравню их "Калинку" с Tancuj... в исполнении Boni pueri), а именно это обстоятельство и утонуло в хлопании!

Их долго не отпускали...

По окончании мне все-таки удалось перекинуться парой слов с г-жой Мироновой и высказаться, в частности, по поводу костюмов младших хористов. Ей, похоже, мой комментарий страшно не понравился. "Это цвета национального флага, мы представляем страну" и пр...

Ну а теперь несколько выводов - после первого концерта Дубны (об остальных хорах даже не заикаюсь: именно хор из Дубны на этом концерте правил бал):
- Из российских хоров мальчиков, которые мне довелось слышать, хор из Дубны, похоже, сильнейший. Ну, насчет пчелкинцев из Санкт-Петербурга еще можно подумать: их музыкальный рисунок довольно сильно отличается от того, что я услышал от питомцев г-жи Мироновой, но сложно сказать, в какую сторону.
- Мне показалось (на мой взгляд полного дилетанта, имеющего мизерный опыт пения в хоре в нежном возрасте), что Миронова применяет технику форсирования голоса мальчишек, которой знаменит Г.Шмидт-Гаден, которая является характерной для множества немецких хоров и которую страшно не любят в Великобритании (здесь предпочитают более естественное звучание голосов). Сложно сказать, что лучше: у Шмидта-Гадена его техника приводит к обилию солистов и подчас страшной разбалансированности хора в целом; у Мироновой, похоже, получилось найти баланс между мощными голосами солистов и гармонией хора в целом!
- Дубнинцев, на мой взгляд зрителя, хоть и имеющего довольно большой опыт прослушивания британских хоров, вполне можно запускать в какой-нибудь англиканский или католический собор Великобритании для исполнения традиционного английского репертуара. По-моему, большей похвалы придумать трудно.

А теперь критика - совсем чуть-чуть, ни в коей мере не умаляющая всех достоинств этого замечательного коллектива:
1) хору необходимо поработать над дикцией, особенно при исполнении произведений на иностранных языках. Разобрать что-то в 'Bye Bye Blues' было довольно сложно, это же касается и Elijah (хотя по сравнению с другими нашими хорами этот хор выглядит в этом отношении куда лучше)
2) я бы не возражал, чтобы старшие хористы вели себя чуть более раскованно: при исполнении "Калинки" вся старшая группа пребывала с несколько напряженными лицами, что так диссонировало с настроением младших хористов (некоторые из них чуть ли не смеялись) и зала (и что так было похоже на поведение "Любомира" днем ранее: куча мужиков с каменными лицами).
3) Насчет трехцветных галстуков. Несмотря на то, что г-жа Миронова, похоже, считает, что выбранная униформа отвечает задачам пропаганды российского искусства за рубежом, позволю все же с этим не согласиться: ни один французский хор не выходит выступать в одеяниях под цвет национального флага! Ни один немецкий хор этого не делает, ни один английский и шотландский хор этого не делает: все они считают - и справедливо считают - что пропагандой их собственных стран является то, что они делают, а не то,  во что они одеты! И я могу сказать, что для репутации России в мире этот хор за те полтора часа, что они находились вместе, сделали больше, чем иные лица, занимающие официальные посты - и вовсе не своими галстуками!

Ну, вот и все. В пятницу питомцам Мироновой предстоит сойтись в одном помещении с Boni pueri, и это будет серьезно!

1 комментарий:

  1. супер! спасибо за репортаж! хоть какая-то достойная альтернатива засилью Royals в media (хотя новая "песенка" Раттера, только что исполненная Westminster Abbey Choir, явно будет хитом).

    по поводу последних двух пунктов:

    2) на фото - младшие тоже с какими-то отмороженными, или, скорее, чересчур напряженными выражениями лиц. очень по-русски. возможно, в динамике оно лучше...

    3) точно так.

    ОтветитьУдалить