Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

29.12.2018

Концерт "Либеры" в Москве (Зарядье) 28 декабря 2018 г.






Про языки и перевод

Программка

Помнится, мне не слишком понравился перевод названий песен в программке к их первому московскому концерту, однако тогда он хотя бы был профессиональным.
В этот раз, похоже, переводом занимались либо непрофессионалы, либо халтурщики.
"Лучшее" в этом, конечно - Voca me (т.е. "зови меня", "взывай ко мне"), переведенное как "Ты любишь меня". То есть вполне себе литургическое песнопение превратилось в что-то вроде "Ты меня лю - люблю-люблю! Машину ку? Куплю-куплю!", достойное "Ласкового мая" или каких других подобных коллективов. "В унылое солнцестояние": человек хотел показать, что знает это слово? Да, Рождество почти совпадает с зимним солнцестоянием, но нас все-таки не интересуют астрономические явления, нас интересует рождение Христа! I am the day - "Я на следующий день": это что, песня про похмелье? How great Thou art - "Как ты великолепен": ну, как обращение к (лорду) Волдеморту (Волдемортычу) сойдет, но как обращение к Б-гу не подходит абсолютно. In Paradisum - это, вообще-то, не "Рай", а "в рай" (латынь переводчики не учили, да?). Почему не перевели "Либера"? Если переводите названия остальных треков, переведите и это: это песня не про них, любимых! К Ave Maria есть канонический перевод (радуйся, Мария), Sanctus - это "Свят". Joyful joyful - "Радостный, радостный" ("да радостный я, радостный, черт тебя дери! Отстань от меня!).
(программка представляет собой маленький листочек и стоит 50 рублей. 50 пенсов, если перевести на английские деньги).
(переводом явно занимались организаторы с российской стороны, потому что Oliver Mycka, объявивший In the bleak mid-winter, объявил название песни совершенно по-другому).

"Речи" либеровцев

К счастью, в этот раз не повторился печальный опыт предыдущего концерта, когда все "спичи" либеровцев ушли в небытие, за исключением одного-единственного. Если в прошлый раз знанием русского языка (ну, скорее, выученным текстом) мог похвастаться лишь Алекс Гула, то на этот раз на русском языке речи произносили аж трое: Dominik Clarke, Oliver Mycka и Jack Spicha. Лучшим был Доминик Кларк, умудрившийся произнести свою речь местами вообще без акцента. Джек произнес финальную речь и тоже блестяще и почти без акцента. Оливера понять было сложнее, но, в общем, справился и он. Содержание речей ниже. 
Но были и их традиционные спичи на английском языке (без перевода): про лося, про путешествия, про балахоны... Зрители речам аплодировали очень активно, но никак по-иному практически не реагировали, что заставляет меня подумать о том, что они их не поняли и аплодировали исключительно из вежливости. Подробности ниже.

Площадка

Новый концертный зал в Зарядье производит, конечно, впечатление: прежде всего размерами. Удачные моменты: минимальное расстояние между сценой и первым рядом зрительного зала (полтора метра; при этом дирижерский пульт Роберта Прайзмана располагался прямо перед сценой, т.е. несколько мест первого ряда были специально освобождены для него). Акустика - лучше, чем в Доме музыки, но не идеальная. 

Участники

Программка, кроме смешного текста песен, не содержала никакой особо полезной информации (в смысле участников данного концерта), тем не менее, благодаря Патрику, удалось восстановить полный перечень участников концерта:
Marc Alvares, Ethan BarronLeo Barron, Nathaniel Bates-Fisher, Emanuele Borrelli, Merlin Brouwer, Benedict Bywater, Dominik Clarke, Cassius Collard, Samuel-Francis Collins, Joseph Cranitch, Tadhg Fitzgerald, John Gardner, Alexander Gula, Peter Kielty, Alexandre Menuet, Alexander Montoro, Mathias Montoro, Oliver Mycka, Neo Parson, Koji Shinokubo, Jack Spicha, Camden Stewart, Laurence Taylor, Nicholas Taylor, Rocco Tesei, Romeo Tesei, Calam Virk Tamana, Oliver Watt-Rodriguez, Victor Wiggin
Также в концерте в разных ипостасях участвовали: Sam Coates (скорее всего, заведовал звуком: его я увидел лишь после концерта), Steven Geraghty (тоже увидел только после концерта), Jon Ormston (ударные) и Eimear McGeown (блок-флейта). В Москве также были "мама" "Либеры" Элеанор Льюис, главный сопровождающий Барбара Герати, и некоторое число музыкантов.

Программа

Первое отделение

(перед началом первого отделения было проиграно традиционное приветствие "Либеры" перед концертами: "добро пожаловать на наш концерт, убедитесь, что все моб. телефоны отключены, фотографировать и снимать на видео запрещено - без перевода; впрочем, запрет на все эти действия уже озвучивался по-русски).
1. Do you hear what I here? 
Соло: Oliver Watt-Rodriguez
(ничего нового: эту вещь они исполняли много-много раз, но никаких претензий: отличное исполнение; по сравн. с традиционным исполнением, была маленькая новация: финальное снижение звука на полтона и последующее повышение). Очень хорошее соло у Оливера.
2. Sanctus:
"Высокие ноты": Samuel-Francis Collins и кто-то еще (кто именно, выяснить не удалось пока).
В новой версии, точно под "Канон". Хор располагался дугой в глубине сцены.
Спич на русском языке: Dominik Clarke, Oliver Mycka
Доминик: Добрый вечер, добро пожаловать на наш концерт. Меня зовут Доминик. Мы очень рады снова вернуться в эту удивительную страну. Спасибо, что пришли на наше выступление.
Оливер: Добрый вечер. Меня зовут Оливер. Мне (непонятно), как вы проводите новогодние праздники. Наша следующая песня о новом годе: "В разгар (ночной?) зимы. (пардон, я еле-еле понял то, что говорил Оливер).
(Dominik: Good evening, welcome to our concert. My name is Dominik. We are very glad to come back to this wonderful country. Thank you for coming to our performance. Oliver: Good evening. My name is Oliver. I...(unclear) how you spend your New Year holiday. Our next song is about the New Year: In the bleak midwinter")
3. In the bleak midwinter (муз. Gustav Holst)
соло (последний куплет) - Dominik Clarke
Интересный факт: эта песня в варианте на мелодию Густава Холста обычно исполняется без сольных партий, однако "Либера" умудрилась сотворить сольную партию и здесь.
(более современную - и чаще исполняемую - версию на музыку Харольда Дарка "Либера" не исполняет. Я не возражаю: версия Холста, по-моему, гораздо лучше). Соло Доминика оказалось очень хорошим: в "сладком" диапазоне (Уильяма Даттона, Генри Дженкинсона и других великих хористов; немного "сиплое", но я не жалуюсь).
4. Stay with me: 
соло - Oliver Mycka, "высокие ноты" - Samuel-Francis Collins
Традиционное исполнение. Хор располагался двумя полукругами, солист (Оливер) в центре. Средние гармонии исполняли Tadhg Fitzgerald и еще двое. У Оливера очень неплохое соло: чистое, без "сиплости", но, правда, не слишком мощное. А вот верхние гармонии в исполнении Сэма - блеск! (кстати, они оба - воспитанники Cardinal Vaughan Memorial School).
5. Ave Maria (R. Prizeman)
соло - Ben Bywater
(соло, если честно, не произвело большого впечатления: какое-то оно было неуверенное, неровное, с  "вибрато", которое уходило в соседние ноты. Не Том Калли, одним словом (к тому же Бену нужно серьезно поработать над "присутствием на сцене", а то можно было подумать, что его выбрали петь эту партию прямо перед ее исполнением).
Хор располагался очень широкой дугой позади сцены, Бен стоял впереди.
Спич ("французы" Alexandre Menuet, Victor Wiggin Victor?):
Алекс: привет, я Алекс, а здесь со мной Виктор (Виктор был с надетым капюшоном своего балахона, который он в этот момент снял). Виктор: привет! Алекс: Виктор только что нам продемонстрировал наши балахоны с их огромными капюшонами, которые согревают зимой и дают тень летом. Когда мы путешествуем, мы рассказываем людям других стран, что это такая традиция и что мальчики ходят по улицам Лондона в таких вот мантиях. Виктор: Теперь мы споем один из самых древних Рождественских кэролов в мире. Он пришел из Ирландии и содержит куплет на ирландском языке.
(у Виктора "разговорный" голос стал весьма и весьма низким).
6. Wexford Carol
Начальное соло (на ирландском): Tadhg Fitzgerald, блок-флейта - Eimear McGeown.
Тайг Фицджеральд как солист, конечно, уступает Айзеку Ландону, который традиционно исполнял эту вещь. Однако соло было хорошим: чистым, без заскоков в другие ноты и вполне уверенным.
(впечатление "убил" мобильный телефон, зазвонивший у старушки слева от меня. Старушку захотелось откровенно придушить).
7. In paradisum
соло - Rocco Tesei (+ Oliver Watt-Rodriguez)
Рокко - отличный солист, но, по-моему, его "звездный" период уже прошел: в этот раз он испытывал большие трудности с верхними нотами (вибрато, залезающие на соседние ноты), с ровной громкостью и пр. Я бы на месте Прайзмана отдал бы эту вещь кому-нибудь другому.
Хор располагался двумя группами: задняя "скобка", чуть впереди небольшой полукруг, перед ней солист.
8. Smile
Соло - Victor Wiggin
Еще один отличный солист нынешней "Либеры", явно вступивший в свой "золотой" период (за которым последует мутация): мягкое "сладкое" соло. (низкие ноты - Alex Montoro, он стоял рядом с Виктором).
9. How great Thou art: 
Соло Oliver Watt-Rodriguez
Соло Оливера оказалось немного смазанным, с заездом на соседние ноты.
Хор располагался широкой дугой, солист стоял впереди.
Спич: Koji Shinokubo, Cassius Collard
Кодзи: Привет, я Кодзи! И вы наверняка догадались, что моя семья из Японии. Мы с Кассиусом - одни из самых юных участников сегодняшнего концерта. Нам девять лет, и прошедшим летом мы участвовали в нашем первом концерте.
Кассиус: А я Кассиус. Мы сейчас споем еще две песни, а потом устроим небольшой перерыв, во время которого нам придется быть осторожными, чтобы не пролить ничего на наши белые балахоны. Но до перерыва мы вначале споем новую песню, которая включена в наш новый альбом, а потом мы будем петь очень-очень быстро про корабли.
10. Voca me
Верхние гармонии - Leo Barron, главная партия - Peter Kielty, Rocco Tesei, Tadhg Fitzgerald
Замечательное исполнение (в своей бумажке поставил три восклицательных знака), никаких претензий.

11. I saw three ships
Блок-флейта - Eimear McGeown, некий ударный инструмент - Jon Ormston.
Пел весь хор (с мелкими сольными партиями своеобразной перекличкой) - и это был гвоздь первого отделения! Уверен: именно этот трек будет пользоваться максимальной популярностью в новом Рождественском альбоме "Либеры" (о котором уже ходят слухи). Вещь традиционная, однако в аранжировке Сэма Коутса она заиграла совершенно новыми красками. Если нужна иллюстрация стиля фьюжн - вот она! Отлично, просто великолепно! Браво Сэму.
Хор располагался тремя дугами: слева, в центре и справа, а "ударник" и блок-флейтистка стояли по углам сцены: Джон слева, Эймер справа (для зрителей).

Второе отделение

1. Carol of the Bells:
Гармонии: Samuel-Francis Collins (очень чисто), Ben Bywater (немного неуверенно), финальное маленькое соло - Cassius Collard (это соло специально заготовлено для очень юных участников хора, чтобы зрители отреагировали на 'cuteness' хориста. Реакция оказалась вполне предсказуемой.
Отличное исполнение.
Хор располагался тремя плотными группами.
Спич: Tadhg Fitzgerald, Romeo Tesei (про лося)
Тайг: привет, я Тайг! Ромео: А я Ромео! Тайг: еще вместе с нами - Лось! Лось - наш талисман. Ромео: поскольку он путешествует вместе с нами по всему миру, он, без сомнения, самый путешествующий лось во всем мире. Тайг: в этом году мы были вместе с ним в Китае, Америке, Японии и, разумеется, в Москве! Так что лось заработал на свой счет много-много воздушных миль, путешествуя на такое большое расстояние (from a distance).
2. From a distance:
соло - Merlin Brouwer.
Лучшее соло сегодняшего концерта: невероятно чистое, "грудное", которое вполне можно ставить в пример.
3. Wayfaring Stranger (ну да, это 'traditional', однако известной эту вещь сделал, безусловно, Джонни Кэш).
соло - Victor Wiggin; блок-флейта - Eimear McGeown
Хор вначале располагался двумя буквами V с верхушками, обращенными к зрителям, Виктор стоял между ними, но потом произошло перестроение в одну букву V, а Виктор встал спереди.
Подсветка сцены красноватая.
Соло Виктора было просто отличным: чистым, без залезания на соседние ноты - в общем, придраться не к чему.
4. Gaudete
Соло - Samuel-Francis Collins
Соло сильное, но местами дрожащее.
В исполнении этого трека моя главная претензия: оркестр местами забивал пение хористов (в конце). Кстати, мелодия, которую исполняли хористы, была немного не такой, как при традиционном "альбомном" исполнении, что позволяет надеяться, что данный трек войдет в новом варианте в их новый альбом.
Расположение хора: плотный строй позади сцены, солист - спереди.
5. I am the day:
Трио главной партии: Dominik Clarke, Peter Kielty, Oliver Mycka, высокие гармонии - Samuel-Francis Collins
Хор располагался тремя группами: спереди "мини-хор", справа и слева.
Очень достойное исполнение.
6. Joyful Joyful ("Ода к радости" из IX симфонии Бетховена)
В кач-ве Intro были добавлены слова Jubiate, Adoramus - что, разумеется, перевело весь трек в религиозную плоскость.
Хор располагался дугой, при пении последнего куплета все повернулись лицом к зрителям.
Претензий нет, разве что вступление как-то выбивается из бетховенской музыки.

Спич: Jack Spicha (на русском языке): И теперь наш вечер, к сожалению, подходит к концу, и пришло время для наших двух последних песен. Спасибо, что пришли на наше выступление. Мы надеемся, что вам понравился наш концерт. С наступающим новым годом и с Рождеством!
(зрители устроили прямо-таки овацию Джеку, отчего тот просто разомлел и широко улыбнулся).
(Jack Spicha's Speech: And now, unfortunately, our evening is coming to an end and the time has come to our two last songs. Thank you for coming to our concert. Happy New Year and Merry Christmas!).
7. Silent Night:
соло - Merlin Brouwer; финальное соло - Rocco Tesei.
Блестящее соло Мерлина. Рокко, кстати, тоже хорошо спел финальную строчку.
Хор располагался двумя дугами, "мини-хор" впереди (который, фактически, и исполнял весь трек), и большая группа сзади, которая исполняла гармонии и пр.
Минимум музыки (фактически, это была только партия фортепиано).
8. Libera:
Дуэт главной партии - Tadhg Fitzgerald, Rocco Tesei; "высокие ноты" - Samuel-Francis Collins
Опять голос Рокко довольно сильно дрожал.
Расположение хора: три группы, Тайг и Рокко стояли впереди всех.

9. (encore) - In Dulci Jubilo
(блок-флейта - Eimear McGeown, ударные - Jon Ormston)
Эймеар и Джон - справа и слева, хор - двумя дугами: одной большой сзади, другой маленькой - спереди.


Поклоны после Libera до "биса"




Финальные поклоны


Джон Ормстон со своим инструментом. Далее Лоренс Тейлор, Кодзи Синокубо, Джек Спиха (тот самый, что произносил финальную речь по-русски).








Впечатления зрителей

Аплодировали много, длинно, было даже скандирование - так что можно утверждать, что концерт им понравился, но вот две дамы, сидевшие передо мной (вернее, это была мама с дочкой) остались, кажется, не слишком довольны: "Это был какой-то ненастоящий хор! Много обработки, я-то думала, это профессионалы, а тут...")
Свободные места: по прикидке - примерно половина зала (может, чуть меньше). Позор! Но не "Либере", а организаторам этого концерта с российской стороны: именно они несут ответственность за полное отсутствие рекламы (даже в Facebook не было ни слова об их концерте!) и за непомерную стоимость билетов.

После концерта

Автобус, заказанный для "Либеры"

Сэм Коутс - с чем-то музыкальным.

Jon Ormston и Eimear McGeown, у двери микроавтобуса Sam Coates, у тюков, кажется, Steven Geraghty



 

В общем, понятно, что после концерта я никуда не ушел: остался ждать (чего я обычно не делаю, потому что вечно нужно торопиться на поезд, но здесь этой необходимости не было, так что почему бы и нет? Ждать, правда, пришлось довольно долго, но в итоге все-таки дождался.

Интересный факт

Ethan Barron пропел весь концерт в одних носках

Будущие концерты

В 2019 году "Либера" планирует провести концерт в Арунделе - примерно в июне (кто-то говорил, что в мае, но, кажется, в связи с поездкой на Филиппины британский концерт тоже сдвинется.

Вывод

Организаторам концерта - НЕУД! Реклама отсутствовала полностью - даже в Facebook'e. (видеостенд на самом концертном зале не считается). Программка - позор страшный (за такой перевод нужно четвертовать!). Цены (7000 руб. самые дорогие билеты) - это в два раза выше того, что нужно платить за посещение их концертов в Великобритании; все это привело к тому, что огромный зал был занят от силы наполовину (уверен: при более низких ценах на билеты, а также наличии рекламы зал был бы заполнен, но...)
А к "Либере" претензий нет: отличный концерт. Правда, "гвоздь" программы в этот раз оказался не классическим (который бы позволил показать, что солисты "Либеры" способны исполнять и сложные вещи, не адаптированные для них, но солиста уровня Томаса Делгадо-Литтла на данный момент у нее нет, так что...

11 комментариев:

  1. Спасибо !!!
    )))))))))
    "Ethan Barron пропел весь концерт в одних носках" - как это понять?

    ОтветитьУдалить
  2. Так и понимать: он был в одних носках, без обуви.

    ОтветитьУдалить
  3. Я было подумала, что весь состав в течение концерта несколько раз менял носки, кроме Итана 0_o
    Мда....

    ОтветитьУдалить
  4. Будет ждать следую е гастроли хора в Россию. Дай Бог, они пр едут в Петербург!

    ОтветитьУдалить
  5. Большое спасибо. А Вы бы могли приблизительно оценить процент русских от числа зрителей?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 99%, не меньше: поскольку все западные фанаты "Либеры" тусуются примерно на одних и тех же ресурсах, мы примерно знаем, кто из них был на концерте. Был один человек из Франции, четверо из Германии, один из UK (вот о нем мне ничего неизвестно - возм., какой-то stray), два человека из Польши; человека 3 из Японии - и все.

      Удалить
  6. Как хочется услышать, наконец, этих мальчишек в Санкт-Петербурге!..

    ОтветитьУдалить
  7. Any chance of you reviewing this concert: https://mmdm.ru/ru/events/norvezhskiy-korolevskiy-hor-malchikov

    ОтветитьУдалить
  8. А мне показалось что в Парадизуме ещё партию пел Мерелин,а в Санктусе высокие гармонии пел ещё Лео(ТК,сидела напротив него). Больше всего мне понравился вокал Мерлина,Voca me,и Paradise,не плох,и больше спасибо за ваши ответы,всегда обожаю их читать!)

    ОтветитьУдалить