Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

17.12.2018

Хор Нью-Колледжа (Оксфорский ун-т) - концерт в St john's Smith Square.

Я точно помню, что писал и про оксфордский New College ("Новый" колледж на самом деле является самым старым из существующих колледжей Оксфордского университета), и про его хор (который тогда возглавлял Эдвард Хиггинботтом), и про концертную площадку "Сент-Джон-Смит-Сквер" (бывшая церковь, превращенная в очень престижный концертный зал, где играют исключительно классическую музыку), а потому длинным данный рассказ не будет.
С момента моего прошлого контакта с Нью-колледжем в хоре сменился руководитель: Эдвард Хиггинботтом ушел, и его место занял тоже органист Роберт Куинни (Robert Quinney). У меня были серьезные опасения, что с уходом Хиггинботтома уникальный звук этого хора (очень "европейский" и "баховский") пропадет. Насчет того, случилось это или нет, я пока не понял: требуется более пристальное знакомство с ними (чему поможет CD прошлого года, который я купил), но безусловно Хиггинботтом никогда бы не устроил с аудиторией то, что сегодня сотворил с ней Куинни - еще тот приколист.
Программа:
Первое отделение:
1. Conditor alme siderum (anon., plainchant)
2. Advent Responsory (Marlow, 1939-2013)
3. Rorate coeli desuper (Byrd, c. 1540-1623)
4. орган: Noël VI "sur les Jeux d'anches et en duo' (Daquin, 1694-1772)
5. The Angel Gabriel (trad. basque, arr. Pettman (1866-1943)
6. O magnum mysterium (Victoria, 1548-1611)
7. Es ist ein Ros entsprungen (Praetorius, 1571-1621)
8. A spotless Rose (Howells, 1892-1983)
9. Ave Maria (Parsons, c. 1535-1571/2)
10. The swete roose (Toby Young, b. 1990)
11. Орган: Noël X en Grand Jeu et en duo' (Daquin)
12. Quem pastores laudavere à 11
Второе отделение:
1. Sing lullaby (Howells)
2. Before Dawn (Andrews, 1904-1965)
3. A Gallery Carol (Gardner, 1917-2011)
4. Tomorrow shall be my dancing day (Gardner)
5. Орган: Noël Suisse (Daquin)
6. The holly and the ivy (Gardner)
7. Гимн: Of the Father's heart begotten (trad. arr. Willcocks, 1919-2015)
8. Ding dong merrily on high (harm. Wood, 1866-1926)

Как видно из списка, первое отделение состояло из серьезных средневековых произведений. № 1 исполнялась хором в движении, который медленно двигался к сцене. Во время № 2 основная часть хора уже была на сцене, но некоторая его часть, включая, кажется старосту, пела с антресолей. № 3 уже исполнялась всем хором, находившимся на сцене. Кстати, именно во время Rorate coeli выяснилось, что слово coeli этим хором произносится как "сэли" (а не "чели", как традиционно для английских хоров). Меня это несколько насторожило: уж не является ли его новый руководитель поклонником французского произношения латыни? № 4 (орган) прозвучала как-то странно: такое впечатление, что в инструменте барахлило несколько труб, причем важных: они глохли в самых интересных местах.
№ 5 (The Angel Gabriel): это та же самая вещь, что вчера пел хор в St Philip's Church (оказывается, мелодия этого кэрола баскская!). № 6 - тоже хорошо знакомый нам трек. № 7 и № 8 - по сути это один и тот же текст, но только № 7 на немецком, а № 8 на английском - и мелодия разная. № 9 - не впечатлила особо. № 10 - и, наконец, сольные партии: treble'a и баритона. Treble (на фото в самом центре снимка) был просто замечательный: очень мощный и при этом мягкий голос, не пронзительный, напоминающий голос Уильяма Даттона. Баритон был вполне себе ничего, но не какой-то там исключительный. № 10 (очередная органная сюита Дакэна) мне понравилась больше, чем та, что была до этого - во вс. случае, впечатление, что орган барахлит, у меня не создавалось.
А дальше руководитель хора Роберт Куинни вышел к микрофону и толкнул речь: про то, что первое отделение было серьезным и пр.  - и объявил последнюю вещь первого отделения: Quem pastores laudavere à 11. И объяснил, что "à 11" - это не "в 11 частях", а для 11 голосов. Так примерно и вышло - ну, почти: один из treble'ов хора просто не явился на концерт, а второму стало дурно перед The swete Rose, так что голосов было чуть меньше - однако в этой вещи было аж 16 (!) соло, так что, кажется, каждый из хористов-treble-ов получил возможность спеть сольную партию, а некоторые даже несколько раз (мною был замечен еще один хорист с совершенно обалденным "органным" голосом - очень похожим на голос Пола-Майлса Кингстона, который записал - вместе с Пласидо Доминго и Сарой Брайтман - "Реквием" Эндрю Ллойда Уэббера (единственное достойное музыкальное произведение, которое этот композитор-плагиатор сочинил) (на снимке он во втором ряду, стоит прямо за первым слева хористом первого ряда).

Второе отделение:
№ 1 - это не традиционный для Св. Филиппа Sing lullaby, а какой-то совершенно другой, с сильным палестинско-хасидским призвуком. № 2 - здесь было еще одного соло того самого хориста с "органным" голосом. № 3 - мощно, с органом и вообще очень шумно. № 4 - всем хорошо известный Tomorrow shall be my dancing day (но это не та версия, которую пел хор Св. Филиппа давным-давно на видео, это версия Гарднера). № 5 - опять органный трек Дакэна: на этот раз очень и очень хороший, мелодичный, гармоничный и совсем-совсем не современный! А затем Роберт Куинни опять толкнул речь: начал он с агитации в пользу того, чтобы люди становились "друзьями хора" и жертвовали на него деньги, а закончил тем, что объявил о том, что следующий трек будет исполняться хором и зрителями: основные куплеты будет петь хор, а вот припев должны петь зрители! Ну, два куплета мы спели - а потом началось форменное издевательство! "Так, сейчас зрители с местами с 1 по 10 поют первую строчку, с 11 по 20 поют вторую строчку, а с 21 по 30 поют третью строчку, при этом зрители первой группы должны продолжать тянуть первую строчку, когда начинают вторые, которые будут петь свой текст на полтона выше, а третьи..." - ну и так далее. В общем, в результате получилась какофония, но, кажется, все остались довольны собой и в хорошем настроении (а уж как хор веселился, глядя на то, как мы корячимся!). Однако Роберт Куинни нас даже похвалил: "Эти аплодисменты адресованы вам: чтобы вот так, без репетиции, так хорошо спеть!" Лукавил, конечно...
Затем был вполне традиционный гимн Of the Father's heart begotten - однако гимн весьма сложный по мелодии. Но мы, кажется, справились.
Закончилось все Dong dong merrily on high - всем известной Рождественской песенкой, которую пел один хор.
Поклоны. Справа - это как раз Роберт Куинни. Солист с голосом Уильяма Даттона - второй слева в первом ряду (третьим слева стоит мальчик в очках). Солист с "органным" голосом - во втором ряду сразу за головой хориста, стоящего первым слева в первом ряду (рядом с ним справа стоит "староста" - тот, что с медалью).
Ну и для истории: вот список членов хора New College Oxford (в программке были указаны):
Treble'ы: Patrick Armstrong, Edward Bennett, Maurits Branderhorst, Lyndon Chen, Isaac Conway, Patrick Cryan, Harry Davies, Adam Ellis, Thomas Kelsey, Theo Knight, Alexander Quinney (сын директора хора? - g.v.), Julien Rohart, Idris Scrase, Edward Talbot-Ponsonby, Edmund Visintin, Nahum Whyte. Альты: Daniel Gethin, Lewis Hammond, Stephen Taylor, Alexander Turner. Тенора: Andrew Bennett, James Brown, Arthur Campbell, William Rowland, Jonathan Venn. Басы: Caleb Bester, Oliver Black, John Furse, Tom Lowen, Daniel Tate, Filippo Turkheimer. Органисты: Timothy Wakerell, Charles Maxtone-Smith.

Комментариев нет:

Отправить комментарий