Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

11.08.2009

Концерт в Эдинбурге (11 августа 2009).

Сразу же извиняюсь за такое опоздание с отчетом: увы, вслед за концертом последовало возвращение домой, выход на работу после отпуска – ну, дальше понятно…

До концерта

Во-первых, кое-что «вокруг да около» концерта. Эдинбургский концерт «Либеры» был не просто каким-то там отдельным концертом, а проводился в рамках ежегодного Fringe-фестиваля, проводящегося в августе, за счет чего Эдинбург каждый год из просто потрясающе красивого города становится еще и потрясающе тусовочным городом. Толпы на улицах умопомрачительные, гуляния до утра, куча сцен вдоль всей Королевский мили, да и вообще по всему центру города… Кроме этого, по всему городу, буквально во всех свободных помещениях бесчисленное количество актерских трупп дают представления. Вот в такой атмосфере и предстояло состояться Эдинбургскому концерту.

О Фестивале мне, понятно, было известно заранее, однако когда выяснилось, что в Белфасте мне предстоит провести аж целых 5 дней (вместо 3), дату приезда в Эдинбург я менять не стал: все-таки в Белфасте жить дешевле. В некоторой скуке и в одиночестве провел два последних дня (все приятели отправились по домам), шестого августа приезжаю в аэропорт Belfast City (в Белфасте 2 аэропорта; City находится почти в городской черте, так что я заранее выбрал именно его), регистрируюсь на свой рейс до Эдинбурга (билеты были куплены за много месяцев до этого), отхожу от автомата, чтобы зафиксировать колеса на чемодане и… ух ты! Вся «Либера» в полном составе (кроме Эда) становится в ту же очередь, в которую собирался встать я! Пропускаю их всех вперед и становлюсь сразу следом – надеясь понять, куда они летят: на стойках, в очереди к которым я стою, регистрируют всех пассажиров FlyBE, так что теоретически они вполне могут лететь в Лондон, а не в Эдинбург: до концерта еще полно времени. Но нет: на сумке одного из либеровцев (кажется, это был Карлос) замечаю наклейку с кодом EDIЭдинбург!

Далее в течение часа жду посадки – а ОНИ сидят всей толпой на соседних банкетках. Болтают, играют в электронные игры. Все, кроме Тома: он читает (что именно – уже забыл). Я подчеркнуто их игнорирую, занимаясь своими делами.

Полет прошел без происшествий, если, конечно, не принимать во внимание явной попытки двух либеровцев (наск. я помню, это были Кавана и Не-Очень-Маленький-Джеймс) выйти из самолета в воздухе. Ну, во всяком случае, они весьма тщательно изучали всякие там рычажки и лампочки у передней двери самолета. Наверняка хотели устроить какую-то шалость… Шучу.

После приземления и получения багажа наши пути расходятся, и следующие несколько дней я провожу в свободном от «Либеры» состоянии.

(Ну, впрочем, о концерте я, понятно, не забываю: в день приезда в Эдинбург наведываюсь в собор St Mary Metropolitan, где у них запланирован концерт. Оказывается, собор находится в пяти минутах ходьбы от моего B&B; внутри собор оказывается довольно компактным и весьма темным. Это меня несколько разочаровало: по сравнению с Белфастом здешнее помещение показалось немного неказистым. Впрочем… За день до концерта, в понедельник, прихожу на бесплатный дневной концерт (проведение таких бесплатных концертов – вполне обычное явление в очень многих церквях Британии) – и то, что я слышу, превосходит все мои ожидания: акустика зала великолепная, тут же вспоминается St Martin-in-the-Fields до ремонта. Что ж, хотя бы в этом концерт будет успешным… А, меж тем, «Либера», никому не сказав, оказывается, провела в St Mary Metropolitan воскресную мессу! Впрочем, здешняя месса была точной копией той, что была в Белфасте).

В день концерта, направляясь из гостиницы к центру города, замечаю на ступеньках собора Патрика, одного из французов, что были в Дублине и Белфасте (и это в 10 утра!) Решаю не беспокоить его…

В полдень с небольшим встречаемся с Крисом, неспеша обедаем в близлежащем пабе, после чего спокойно отправляемся к собору. Входим внутрь – а там уже озабоченно расхаживают техники «Либеры» (в том числе Сэм, Бен и прочие). Однако несмотря на это одна из служительниц собора устраивает нам экскурсию! Подробную, с посещением даже «антресолей» для органиста (причем двери в собор к этому времени уже закрыли!)

После экскурсии нас выпроваживают наружу, и мы отправляемся в церковное кафе (под названием, если не ошибаюсь, Il Camino). Но недолго длилось наше спокойствие: минут через 20 в кафе вваливается… вся «Либера» в полном составе; сдвигают несколько столов, в результате чего вся эта ватага мальчишек (и надсмотрщиков) оказывается за нашей спиной. Мы виду не подаем, разговариваем, я достаю видеокамеру, чтобы показать приятелям, что я отснимал за предыдущие дни… Тут же за моей спиной оказывается Энди: чегой-то у тебя тута такое? Думал, болезный, что я ИХ снимаю…

А после кафе началось стояние у дверей собора. На этот раз все было нормально: большой группы японцев не было, продажи постеров с автографами тоже не было, даже программки на этот раз были бесплатными, хотя и состояли из одного листочка А4 с текстом с обеих сторон.

Концерт

Программу концерта не упоминаю: она была на сто процентов той же, что и в Белфасте. А потому ограничусь лишь несколькими словами.

  1. Как и в Белфасте, звездами концерта были Эд Дей и Джош Мадин. Эд блистал в Mysterium, да так, что это стало очевидно даже большим скептикам, вроде того господина, что сидел у меня за спиной и который до концерта, в ответ на реплику Криса – насчет концерта в Белфасте – про невероятный голос Эда недоверчиво хмыкнул. В той же степени блистал Джош во время You were there.
  2. Было очевидно, похоже, всем: сольные партии Лиему даются уже с трудом. Мне показалось, что в ‘Libera’ в этот раз партия скрипки присутствовала гораздо активнее, чем даже в Белфасте. Похоже, на всякий случай…
  3. Сольную партию в Stay with me опять исполняла группа: Дэниел (он стоял впереди), Сэм и Минибен (похоже, Минибен вместе с Эдом помогал Дэниелу и в Белфасте: я этого тогда не заметил).
  4. На этот раз напитки и закуски в перерыве были: под зрителей было отдано все кафе Il Camino, где имелось даже вино и какой-то коктейль с ромом.
  5. Раздача автографов после концерта отсутствовала – как мы и подозревали. Однако на этот раз «завхоз» Энди Винтер удостоил зрителей - тех, кто был готов слушать - объяснением: оказывается, им «перерабатывать» никак нельзя и на каждый случай переработки нужно получать особое разрешение, так что… Почему-то большинство из нас подумало, что данное объяснение к правде имеет весьма отдаленное отношение. Потом Энди с довольным/снисходительным видом очень важного продюсера довольно долго распространялся насчет того, почему это «Либера» решила отправиться на Филиппины, а, к примеру, во Францию съездить не хочет. Оказывается – опять же, по его словам, на Филиппинах они продали кучу дисков, а вот во Франции – почти ничего. «Маркетинг!», многозначительно заключил он.
В заключение...
Вот, собственно, и все. Европейская серия концертов 2009 года закончилась. Была ли она успешной? Ну, с одной стороны, мы, наконец, услышали Sancte: Прайзман и Тилли услышали наши мольбы о том, чтобы включить ее в программу. С другой стороны… Вся эта история с прекращением раздачи автографов и неуклюжей попыткой продажи автографов за деньги заставляет серьезно задуматься о том, в правильных ли руках находится проект «Либера» и что с ним будет дальше. Совершенно очевидно, что проект «Либера» все дальше и дальше отходит от хора церкви Св. Филиппа в сторону шоу-бизнеса: возьмем хотя бы их откровенное «дезертирство» из церкви на Пасху – такого раньше не бывало никогда! С этого года «Либера» официально стала вполне самостоятельным юридическим лицом, хоть и в статусе благотворительной организации – что, безусловно, сильно осложняет возможности церкви Св.Филиппа влиять на Р.Прайзмана и его подопечных. Только вот хорошо ли это? У меня есть серьезные опасения, что с этим «разводом» - если он в итоге станет чем-то более реальным, чем сейчас, – а также с увеличением числа гастролей «Либера» потеряет тот фундамент, на котором их музыка строится: традицию пения во время службы, которая дает хористам других церковных хоров Великобритании обширную практику, правильную технику пения и, наконец, универсальность – чего как раз «Либере» и не хватает - и что есть у хора церкви Св.Филиппа (оборотная сторона медали «уникального» звука «Либеры»: тщательный подбор исполнителя к треку, плюс легкая модификация трека с целью выявления самых сильных сторон конкретного исполнителя; то, что произошло с You were there – как раз тот самый пример легкого «тюнинга» оригинальной мелодии специально под Джоша.) А без этого фундамента "Либера", боюсь, будет очередным "Vox Angeli"...

1 комментарий: