Ну вот, наконец-то отчет…
Во-первых, хочу поблагодарить Анонимного Читателя за весьма ценные замечания по поводу концерта: я, к примеру, даже не заметил, сколько там спереди было доп. рядов (сам сидел в четвертом ряду у самого прохода – но, понятно, рядом со мной сидел еще один человек!, - пытался посчитать, сколько там рядов, но, вероятно, не предпринял для этого должных усилий! Показалось только, что их было больше, чем на концерте Аугсбургского хора).
Ну, основное уже озвучено: ажиотаж был невероятным, лишние билеты спрашивали метров за 30 до входа на территорию собора (мне показалось, что один из алчущих попросил меня «оказать помощь в приобретении билета» - что я интерпретировал как просьбу помочь ему с деньгами! А что, вполне нормальная просьба, если учесть, что билеты в первые ряды стоили 1700 рублей - сильно дороже, чем на концерт Аугсбургского хора.
(Кстати, рядом с собором был еще один аттракцион: вертеп (кажется, так это называется по-русски; по-английски 'crib', по-итальянски 'presepio') с младенцем Иисусом на этот раз имели два помещения, в одном действительно был Младенец, Мария и Иосиф, а вот в другом размещался живой скот (овцы, кажется). Не знаю, насколько оный скот был рад предоставленной ему возможности играть роль в ‘Nativity play’: на улице был минус, пусть и не большой; впрочем, там было сено, да и посетители щедро кормили его яблоками.
В общем, поглазев на Иисуса и скотинку, в.п.с. вошел-таки в собор, даже не став ожидать открытия магазинчика компакт-дисков (помнил то, что было после концерта аугсбургцев – диски не продавались; причина, подозреваю, в очень голодной российской таможне, которой немцы – и каталонцы – испугались).
Немного о самом хоре (информация с их web-сайта и из Wikipedia). Основан он был в XIII веке, что делает его одним из древнейших хоров в Европе (впрочем, само аббатство – по-каталански Monestir Santa Maria de Montserrat, было основано еще раньше: точной даты, похоже, никто не знает, но это было точно еще в первом тысячелетии н. э.). Собственно, это не просто хор, а настоящая музыкальная школа (отсюда и слово ‘escolanía’), где пятидесяти учащимся возраста от 9 до 14 лет (они же члены хора) преподают, помимо обычной школьной программы в рамках начальной (‘Primera’) и средней (‘Secundaria’) школы. Каждого, помимо пения, обучают игре минимум на двух музыкальных инструментах: фортепиано обязательно, второй инструмент по выбору. В качестве же хора Escolania ежедневно поют службу дважды в день. Набирают хористов исключительно из Каталонии, Балеарских островов, Валенсии и Арагона – в общем, тех территорий Испании, где говорят по-каталонски. Так что вряд ли испанцы могут приписывать этот хор себе: Каталония не Испания – во вс. случае, в этом убеждены все каталонцы (тут даже национальный домен свой, ‘.cat’, а не ‘es’).
У хора есть обширный, красочный сайт на трех языках (каталанском, испанском и английском), с кучей информации, в том числе весьма смешным FAQ: (Что означает «FAQ»?, «Хористы потом становятся монахами?», «Хористы являются нормальными детьми?», «Есть ли у хористов руки?» - http://www.escolania.cat/index.php?md=articles&id=364&lg=3)
В общем, разместившись кое-как на своем месте (и достав камкордер – на всякий случай), стал ждать начала. Начаться концерт должен был в 19.30 – но не начался. Ну, какое-то время продолжалась рассадка зрителей, однако вскоре народ начал проявлять нетерпение (обычным методом – аплодисментами). В общем, где-то в 19.45, наконец, на трибуне появилась дама-представительница собора – ну и пошли всякого рода речи, объявления и прочая никому не нужная мишура (концерт являлся последним мероприятием фестиваля «Испанское Рождество в России», так что без речей ну прям никак). Это все продолжалось еще какое-то время, но вот,
рудно писать отчет о концерте, во время которого исполнялись произведения, которых я до того не слышал ни разу...
Программа концерта:
1 отделение:
(Основная тема первого отделения – древняя литургическая музыка аббатства, собранная в т.н. Llibre Vermell («Красной книге»), а также произведения композиторов XVII-XVIII века-выходцев из Escolania de Montserrat (ими являлись Жоан Серерольс, Нарсис Казановес и Бенет Жулиа). Впрочем, два произведения, которыми отделение открылось, вполне современные:
1. Миниатюры для органа (Odiló M. Planàs, b. 1925)
2. Welcome (Bernat Vivancos, b. 1973) - именно под эту вещь, сочиненную нынешним руководителем хора Бернатом Виванкосом хор вошел в зал. Обставлено было необычайно торжественно: свет в зале был притушен, двигались хористы очень и очень медленно, вдоль центрального нефа, а потом, оказавшись перед алтарем, зажгли свечи и финальные куплеты спели уже со свечами в руках.
3. Three songs to Our Lady of Montserrat:
- Mariam Matrem (Llibre Vermell de Montserrat, Codex S. XIV)
- Imperayritz (Llibre Vermell de Montserrat, Codex S. XIV)
- Salve Regina для двух хоров (Joan Cererols, 1618-1680)
(‘Welcome’ вполне могла быть исполнена каким-нибудь английским хором – ну, хотя бы потому, что исполнялась по-английски - кажется: 'welcome' разобрал, но ничего больше, - но вот во время Mariam Matrem стало понятно, что стиль этого хора сильно отличается от всего, слышанного мной до этого. А во время Imperayritz и Salve Regina было продемонстрировано и умение хористов обращаться с музыкальными инструментами: там точно был гобой, были какие-то металлические ударные… Не то чтобы все это складывалось в звук оркестра, но своеобразный стиль хора подчеркивало: что-то испанское, но не очень…)
4. Pas de 5o tono, I" для органа (Narcis Casanoves, 1747-1799)
(во время исполнения этой вещи хористы оставались на месте).
5. Три Рождественских респонсория (с аккомпанементом на фортепиано):
- Quem vidistis pastores (Benet Julià, 1727-1787)
(+ сольная партия Солиста № 1 - сопрано)
- Descendit de coelis (Narcis Casanoves, 1747-1799)
(+ сольная партия Солиста № 1 – сопрано)
- Angelus ad pastores (Narcis Casanoves, 1747-1799)
(+ дуэт, солисты №№ 2 и 3 и соло, солист № 4)
Увы, списка хористов и солистов в программке указано не было. А надо бы, потому что именно во время исполнения этих респонсориев прозвучали потрясающие сольные партии – а я даже не могу сказать, как зовут этого Солиста № 1… На сайте хора есть групповые фотографии хористов с перечислением их имен (только имен, и откуда они родом), но не более того…
2 отделение:
Практически все второе отделение – это фрагменты т.н. музыкальной поэмы «Наше Рождество» (El Nostre Nadal) Франсеска Сивиля. Хор включил в концерт 8 песен, но их больше, хор записал поэму полностью в 2006 г., компакт-диск продается на его сайте, http://www.escolania.cat/index.php?md=articles&id=348&lg=3
Впрочем, как и в первом отделении, второе отделение открыл Висенс Прунес – на фортепиано…
- Песнь и танец N. 3 "El noi de la Mare", for piano (Frederic Mompou, 1893-1987)
- El Nostre Nadal (Francesc Civil, 1895-1990) – партия фортепиано – Висенс Прунес.
Первые песни этого цикла – какая-то смесь Джона Раттера и Бенджамина Бриттена, однако начиная с «Esta nit…» цикл приобретает драматичность. Впрочем, Allà sota una penya и Els pastorets нарушают эту серьезную атмосферу, заставляя слушающих вспомнить, что Рождество - все-таки радостный праздник.
1. Les dotze van tocant
2. Camina Serafi
3. El desembre congelat – (+соло, солист № 1)
4. Esta nit és nit de vetlla (+соло, солист № 5)
5. La Mare de Déu (+вокализ, солист № 6, соло солиста № 1)
6. Allà sota una penya (+соло, солист № 7)
7. El cant dels ocells (+ соло, солист № 4) – вещь сильно напоминает ‘Te lucis ante terminum’ Пау (Пабло) Казальса (даже странно); на мой взгляд, «гвоздь» концерта – замечательный солист (чистейший голос, один из немногих, который в самом деле можно назвать ангельским) и чириканье птиц… (чем издавалось и откуда – так и не понял).
8. Els pastorets (+ соло солиста № 2 + трио нескольких солистов, в том ч. № 4 + соло солиста № 1) – озорная песенка, закончившаяся громким и весьма неожиданным хлопком всего хора, отчего зал пришел в восторг.
Затем последовала речь Берната Виванкоса – по-русски (это была явно фонетическая транскрипция, к тому же подготовленная людьми, явно не живущими в России: смог разобрать «актуальные композиторы»; что-то было понятно, но далеко не все).
На бис:
- Nigra sum (Pau Casals, 1876-1973) – как же можно было оставить без внимания самого известного каталонского композитора? Правда, Пабло Казальс никогда не был членом хора, 'Nigra sum' если и не написана специально для Монтеррата, то, по кр. мере, вполне в тему: Мадонна Монтсеррата является одной из т.н. "черных Мадонн».
(после первого биса некоторая часть зрителей встала и пошла прочь: причем они сидели где-то в боковом нефе слева от "сцены", но пробираться к выходу решили по центральному проходу... Та еще картина...)
- Каюсь: я не имею понятия, что это за вещь и кто ее написал – кажется, «Верую», а чье, не знаю. Исполнение было по-настоящему божественным, заставляющим в полной мере осознать, что в России нет ни одного коллектива, хотя бы чуть-чуть приближающегося по уровню к этому…
По окончании концерта, заключительных речей и оваций хор остался в зале и отправился к выходу (тому же, главному) только после того, как толпа схлынула. А потому те, кто не ушел, смогли еще раз поаплодировать каждому хористу.
Последнее:
- Программки собственно концерта не было: продавалась (за 100 р.) программка всего фестиваля: красочная и даже местами двуязычная (на русском и испанском).
- У меня сложилось впечатление, что Бернат Виванкос явно рассчитывал на то, что аплодисментов между частями не будет: когда после Mariam matrem зрители стали аплодировать, он напрягся; однако позже, явно смирившись с таким нарушением традиций, он спокойно давал возможность зрителям аплодировать.
- Увы, оправдались мои подозрения, что никаких компакт-дисков хора продаваться не будет. Что ж, придется воспользоваться их онлайн-магазином.
Последнее:
- Программки собственно концерта не было: продавалась (за 100 р.) программка всего фестиваля: красочная и даже местами двуязычная (на русском и испанском).
- У меня сложилось впечатление, что Бернат Виванкос явно рассчитывал на то, что аплодисментов между частями не будет: когда после Mariam matrem зрители стали аплодировать, он напрягся; однако позже, явно смирившись с таким нарушением традиций, он спокойно давал возможность зрителям аплодировать.
- Увы, оправдались мои подозрения, что никаких компакт-дисков хора продаваться не будет. Что ж, придется воспользоваться их онлайн-магазином.
Поздравляю вас Старо-Новым годом, желаю вам в новом году успехов и спасибо что вы находите время поддерживать ваш замечательный блог!
ОтветитьУдалитьИтак: диск с концертом хора появится через месяц-полтора. Сотрудники фонда все так же вежливы и непреклонны: «..мы не рассылаем свои диски, и продаем их только при проведении очередного концерта».
ОтветитьУдалитьСтатус умеющего читать подтвержден самим giipuh_vyjnuj, пора учится на писателя.
Спасибо, Джордж, получил изрядную дозу позитива, плюс ко всему таки сподвигла меня ваша статья на поиски записей этого коллектива. Кое-что удалось найти, буду оценить в ближайшее время))
ОтветитьУдалить