Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

16.01.2011

Концерт Escolania de Montserrat в Москве 9 января 2011 г. (Римско-католический собор Непорочного Зачатия)

Ну вот, наконец-то отчет…
Во-первых, хочу поблагодарить Анонимного Читателя за весьма ценные замечания по поводу концерта: я, к примеру, даже не заметил, сколько там спереди было доп. рядов (сам сидел в четвертом ряду у самого прохода – но, понятно, рядом со мной сидел еще один человек!, - пытался посчитать, сколько там рядов, но, вероятно, не предпринял для этого должных усилий! Показалось только, что их было больше, чем на концерте Аугсбургского хора).
Ну, основное уже озвучено: ажиотаж был невероятным, лишние билеты спрашивали метров за 30 до входа на территорию собора (мне показалось, что один из алчущих попросил меня «оказать помощь в приобретении билета» - что я интерпретировал как просьбу помочь ему с деньгами! А что, вполне нормальная просьба, если учесть, что билеты в первые ряды стоили 1700 рублей - сильно дороже, чем на концерт Аугсбургского хора.
(Кстати, рядом с собором был еще один аттракцион: вертеп (кажется, так это называется по-русски; по-английски 'crib', по-итальянски 'presepio') с младенцем Иисусом на этот раз имели два помещения, в одном действительно был Младенец, Мария и Иосиф, а вот в другом размещался живой скот (овцы, кажется). Не знаю, насколько оный скот был рад предоставленной ему возможности играть роль в ‘Nativity play’: на улице был минус, пусть и не большой; впрочем, там было сено, да и посетители щедро кормили его яблоками.

В общем, поглазев на Иисуса и скотинку, в.п.с. вошел-таки в собор, даже не став ожидать открытия магазинчика компакт-дисков (помнил то, что было после концерта аугсбургцев – диски не продавались; причина, подозреваю, в очень голодной российской таможне, которой немцы – и каталонцы – испугались).

Немного о самом хоре (информация с их web-сайта и из Wikipedia). Основан он был в XIII веке, что делает его одним из древнейших хоров в Европе (впрочем, само аббатство – по-каталански Monestir Santa Maria de Montserrat, было основано еще раньше: точной даты, похоже, никто не знает, но это было точно еще в первом тысячелетии н. э.). Собственно, это не просто хор, а настоящая музыкальная школа (отсюда и слово ‘escolanía’), где пятидесяти учащимся возраста от 9 до 14 лет (они же члены хора) преподают, помимо обычной школьной программы в рамках начальной (‘Primera’) и средней (‘Secundaria’) школы. Каждого, помимо пения, обучают игре минимум на двух музыкальных инструментах: фортепиано обязательно, второй инструмент по выбору. В качестве же хора Escolania ежедневно поют службу дважды в день. Набирают хористов исключительно из Каталонии, Балеарских островов, Валенсии и Арагона – в общем, тех территорий Испании, где говорят по-каталонски. Так что вряд ли испанцы могут приписывать этот хор себе: Каталония не Испания – во вс. случае, в этом убеждены все каталонцы (тут даже национальный домен свой, ‘.cat’, а не ‘es’).
У хора есть обширный, красочный сайт на трех языках (каталанском, испанском и английском), с кучей информации, в том числе весьма смешным FAQ: (Что означает «FAQ»?, «Хористы потом становятся монахами?», «Хористы являются нормальными детьми?», «Есть ли у хористов руки?» - http://www.escolania.cat/index.php?md=articles&id=364&lg=3)

В общем, разместившись кое-как на своем месте (и достав камкордер – на всякий случай), стал ждать начала. Начаться концерт должен был в 19.30 – но не начался. Ну, какое-то время продолжалась рассадка зрителей, однако вскоре народ начал проявлять нетерпение (обычным методом – аплодисментами). В общем, где-то в 19.45, наконец, на трибуне появилась дама-представительница собора – ну и пошли всякого рода речи, объявления и прочая никому не нужная мишура (концерт являлся последним мероприятием фестиваля «Испанское Рождество в России», так что без речей ну прям никак). Это все продолжалось еще какое-то время, но вот,
рудно писать отчет о концерте, во время которого исполнялись произведения, которых я до того не слышал ни разу...

Программа концерта:

1 отделение:
(Основная тема первого отделения – древняя литургическая музыка аббатства, собранная в т.н. Llibre Vermell («Красной книге»), а также произведения композиторов XVII-XVIII века-выходцев из Escolania de Montserrat (ими являлись Жоан Серерольс, Нарсис Казановес и Бенет Жулиа). Впрочем, два произведения, которыми отделение открылось, вполне современные:
1.     Миниатюры для органа (Odiló M. Planàs, b. 1925)
2.     Welcome (Bernat Vivancos, b. 1973) - именно под эту вещь, сочиненную нынешним руководителем хора Бернатом Виванкосом хор вошел в зал. Обставлено было необычайно торжественно: свет в зале был притушен, двигались хористы очень и очень медленно, вдоль центрального нефа, а потом, оказавшись перед алтарем, зажгли свечи и финальные куплеты спели уже со свечами в руках.
3. Three songs to Our Lady of Montserrat:
- Mariam Matrem (Llibre Vermell de Montserrat, Codex S. XIV)
- Imperayritz (Llibre Vermell de Montserrat, Codex S. XIV)
- Salve Regina для двух хоров (Joan Cererols, 1618-1680)
(‘Welcome’ вполне могла быть исполнена каким-нибудь английским хором – ну, хотя бы потому, что исполнялась по-английски - кажется: 'welcome' разобрал, но ничего больше, - но вот во время Mariam Matrem стало понятно, что стиль этого хора сильно отличается от всего, слышанного мной до этого. А во время Imperayritz и Salve Regina было продемонстрировано и умение хористов обращаться с музыкальными инструментами: там точно был гобой, были какие-то металлические ударные… Не то чтобы все это складывалось в звук оркестра, но своеобразный стиль хора подчеркивало: что-то испанское, но не очень…)
4. Pas de 5o tono, I" для органа (Narcis Casanoves, 1747-1799)
(во время исполнения этой вещи хористы оставались на месте).
5. Три Рождественских респонсория (с аккомпанементом на фортепиано):
- Quem vidistis pastores (Benet Julià, 1727-1787)
(+ сольная партия Солиста № 1 - сопрано)
- Descendit de coelis (Narcis Casanoves, 1747-1799)
(+ сольная партия Солиста № 1 – сопрано)
- Angelus ad pastores (Narcis Casanoves, 1747-1799)
(+ дуэт, солисты №№ 2 и 3 и соло, солист № 4)
Увы, списка хористов и солистов в программке указано не было. А надо бы, потому что именно во время исполнения этих респонсориев прозвучали потрясающие сольные партии – а я даже не могу сказать, как зовут этого Солиста № 1… На сайте хора есть групповые фотографии хористов с перечислением их имен (только имен, и откуда они родом), но не более того…

2 отделение:
Практически все второе отделение – это фрагменты т.н. музыкальной поэмы «Наше Рождество» (El Nostre Nadal) Франсеска Сивиля. Хор включил в концерт 8 песен, но их больше, хор записал поэму полностью в 2006 г., компакт-диск продается на его сайте, http://www.escolania.cat/index.php?md=articles&id=348&lg=3
Впрочем, как и в первом отделении, второе отделение открыл Висенс Прунес – на фортепиано…
- Песнь и танец N. 3 "El noi de la Mare", for piano (Frederic Mompou, 1893-1987)
- El Nostre Nadal (Francesc Civil, 1895-1990) – партия фортепиано – Висенс Прунес.
Первые песни этого цикла – какая-то смесь Джона Раттера и Бенджамина Бриттена, однако начиная с «Esta nit…» цикл приобретает драматичность. Впрочем, Allà sota una penya и Els pastorets нарушают эту серьезную атмосферу, заставляя слушающих вспомнить, что Рождество - все-таки радостный праздник. 
1. Les dotze van tocant
2. Camina Serafi
3. El desembre congelat – (+соло, солист № 1)
4. Esta nit és nit de vetlla (+соло, солист № 5)
5. La Mare de Déu (+вокализ, солист № 6, соло солиста № 1)
6. Allà sota una penya (+соло, солист № 7)
7. El cant dels ocells (+ соло, солист № 4) – вещь сильно напоминает ‘Te lucis ante terminum’ Пау (Пабло) Казальса (даже странно); на мой взгляд, «гвоздь» концерта – замечательный солист (чистейший голос, один из немногих, который в самом деле можно назвать ангельским) и чириканье птиц… (чем издавалось и откуда – так и не понял).
8. Els pastorets (+ соло солиста № 2 + трио нескольких солистов, в том ч. № 4 + соло солиста № 1) – озорная песенка, закончившаяся громким и весьма неожиданным хлопком всего хора, отчего зал пришел в восторг.
Затем последовала речь Берната Виванкоса – по-русски (это была явно фонетическая транскрипция, к тому же подготовленная людьми, явно не живущими в России: смог разобрать «актуальные композиторы»; что-то было понятно, но далеко не все).

На бис:
- Nigra sum (Pau Casals, 1876-1973) – как же можно было оставить без внимания самого известного каталонского композитора? Правда, Пабло Казальс никогда не был членом хора, 'Nigra sum' если и не написана специально для Монтеррата, то, по кр. мере, вполне в тему: Мадонна Монтсеррата является одной из т.н. "черных Мадонн».
(после первого биса некоторая часть зрителей встала и пошла прочь: причем они сидели где-то в боковом нефе слева от "сцены", но пробираться к выходу решили по центральному проходу... Та еще картина...)
- Каюсь: я не имею понятия, что это за вещь и кто ее написал – кажется, «Верую», а чье, не знаю. Исполнение было по-настоящему божественным, заставляющим в полной мере осознать, что в России нет ни одного коллектива, хотя бы чуть-чуть приближающегося по уровню к этому… 

По окончании концерта, заключительных речей и оваций хор остался в зале и отправился к выходу (тому же, главному) только после того, как толпа схлынула. А потому те, кто не ушел, смогли еще раз поаплодировать каждому хористу.


Последнее:
- Программки собственно концерта не было: продавалась (за 100 р.) программка всего фестиваля: красочная и даже местами двуязычная (на русском и испанском).
- У меня сложилось впечатление, что Бернат Виванкос явно рассчитывал на то, что аплодисментов между частями не будет: когда после Mariam matrem зрители стали аплодировать, он напрягся; однако позже, явно смирившись с таким нарушением традиций, он спокойно давал возможность зрителям аплодировать.
- Увы, оправдались мои подозрения, что никаких компакт-дисков хора продаваться не будет. Что ж, придется воспользоваться их онлайн-магазином.

3 комментария:

  1. Поздравляю вас Старо-Новым годом, желаю вам в новом году успехов и спасибо что вы находите время поддерживать ваш замечательный блог!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный Читатель21 янв. 2011 г., 21:47:00

    Итак: диск с концертом хора появится через месяц-полтора. Сотрудники фонда все так же вежливы и непреклонны: «..мы не рассылаем свои диски, и продаем их только при проведении очередного концерта».
    Статус умеющего читать подтвержден самим giipuh_vyjnuj, пора учится на писателя.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Джордж, получил изрядную дозу позитива, плюс ко всему таки сподвигла меня ваша статья на поиски записей этого коллектива. Кое-что удалось найти, буду оценить в ближайшее время))

    ОтветитьУдалить