Ну, вот и последний Рождественский концерт прошел…
Если честно, у меня были некоторые сомнения, ходить на концерт или нет: хор Вестминстерского аббатства я слушал бессчетное число раз – в самом аббатстве; отлично знал, на что способны питомцы Джеймса О’Доннелла (отличный хор); опять же акустика (каковая в Доме музыки препоганейшая), опять же цена билетов (зашкаливающая за все разумные рамки – 4000 руб. за нормальные места – это 80 фунтов! Билеты на концерты хора в аббатстве стоят 20 фунтов!), потом все же решил сходить – было любопытно, как российская публика отреагирует на совершенно не знакомый ей репертуар (кажется, из традиционных английских церковных хоров в Россию не ездил вообще никто).
В общем, 21 января, Светлановский зал ММДМ: в нем я, кажется, еще не был. Крутейшее здание из стекла и бетона, с эскалаторами, лифтами, традиционными российскими театральными буфетами с традиционно скудным набором съестного, но выдающимся набором спиртного по опять же выдающимся ценам (цифры с многими нулями за порцию коньяка), и, конечно же, повсюду таблички спонсора («Евроцемент»). Ну да, понятно, откуда в Доме музыки акустика такая «цементная»…
Появляются программки. Толстая брошюрка А4 с программками всех концертов местного Рождественского фестиваля, с заголовками, набранными «древнерусским» шрифтом (даже тексты на английском языке), с приветственными словами В.Спивакова, а также двух представителей РПЦ г-д Гундяева (aka патриарх Кирилл) и Алфеева (aka епископ Иларион; по совместительству композитора, автора «Рождественской оратории», «Страстей по Матфею и др.) – за 200 рублей. Игнорирую приветственные слова, нахожу нужную страницу – уф-ф, к счастью, хор приехал с традиционным репертуаром. Ну да, Уолтон есть, но зато много Перселла, есть Гиббонс – в общем, московская публика сможет понять, к т о к ней приехал.
Кстати, о самом хоре. Несмотря на репутацию в какой-то степени придворного хора, к тому же с богатейшей историей – первый настоящий хор в Аббатстве появился в 1389 году, в 1479 году «магистром певческой школы» был назначен композитор Уильям Корниш, а примерно в 1540 г. Генрих VIII утвердил структуру хора – он не имеет такой громкой репутации, как хор Кингс-колледжа или хор собора Св. Павла. Хор редко транслируют по ТВ и радио, в отличие от вышеупомянутых хоров, о его хористах не снимают док. фильмов, и, тем не менее, именно этот хор поет – помимо ежедневных служб в Аббатстве – во время всех проходящих здесь официальных церемоний – а это свадьбы, похороны и пр. С хором связаны такие знаменитости, как органист Саймон Престон, сэр Дэвид Уиллкокс (он был здесь хористом), Мартин Нири и др. В общем, может быть, хор и не пользуется репутацией «модного», однако, вне всяких сомнений, именно он является хранителем традиций английской хоровой музыки.
Обучаются хористы в расположенной по соседству с аббатством хоровой школе – кажется, единственной школе в Великобритании, служащей исключительно для подготовки хористов и принимающей только мальчиков (арка со шлагбаумом слева от западных ворот Аббатства ведет как раз на территорию школы).
Место себе выбрал специально так, чтобы было удобно.. э-э… ну, запечатлеть услышанное не только в памяти: 4 ряд партера в самом центре прямо у прохода. Кстати, нельзя сказать, что зал был заполнен до отказа: свободных мест было очень много, особенно дорогих.
Хористы в своем традиционном облачении, но без белых накидок (‘surplices’). А «номера» объявлял дикторский голос откуда-то из-за сцены – только по-русски.
Программа:
Первое отделение
1) Henry Purcell (1659-1695):
- I Was Glad
- Thou Knowest, Lord, the Secrets of Our Hearts
- O God, Thou Art My God
- Voluntary on the Old Hundredth (соло на органе)
2) Orlando Gibbons (1583-1625):
- O Lord in Thy Wrath
- O Clap Your Hands
3) William Walton (1902-1983)
- Coronation March: Orb and Sceptre (соло на органе – хор на это время удалился со сцены)
- Coronation Te Deum
4) Sir Edward Elgar (1857-1934)
- O Hearken Thou
5) Hubert Parry (1848-1918)
- I Was Glad
Позволю себе не характеризовать исполнение отдельных произведений, т.к. претензий к нему у меня нет никаких: высочайший профессионализм, слаженность и т.д. – т.е. все, что ценишь в высокопрофессиональном хоре.
Один из поклонов Джеймса О'Доннелла |
Сольных партий как таковых не было, за исключением своеобразного минисоло в Te Deum Уолтона (кажется), но на него можно не обращать внимания, к тому же поскольку имена хористов опять же не обнародованы, особого смысла останавливаться на этом не имеет.
Джеймс О’Доннелл (кстати, занимающий свой пост капельмейстера (официально его должность называется «organist and master of the choristers», т.е. органист и руководитель хористов») с 2000 года) явно не рассчитывал на то, что зрители после каждого произведения будут аплодировать, но в итоге повел себя так же, как и руководитель монтсерратовцев: каждый раз поворачивался и раскланивался. Органист Роберт Куинни тоже выходил на поклоны – после своих сольных номеров.
Второе отделение:
1) John Sheppard (c.1515-1558)
- Verbum caro factum est
2) John Rutter (b. 1945):
- What Sweeter Music.
3) Giovanni Gabrieli (1557-1612)
- O magnum mysterium
4) Heinrich Schutz (1585-1672)
- Hodie Christus natus est
5) Johann Sebastian Bach (1685-1750):
- Symphony from Cantata # 29 adapted for organ by Marcel Dupré (соло на органе)
6) Francis Poulenc (1899-1963)
- O magnum mysterium
- Quem vidistis pastores.
- Videntes stellam
- Hodie Christus natus est
7) Peter Warlock (1894-1930):
- Bethlehem Down
8) Herbert Howells (1892-1983)
- A Spotless Rose
9) Bob Chilcott (b. 1955):
- Nova, nova
На бис:
- Радуйся
(весь зал слушал, затаив дыхание, а в конце кто-то сзади не выдержал и выкрикнул что-то типа "слава тебе, Господи".
(хор спел на бис еще одну вещь, но, увы, не знаю, что это было).
После…
Понятия не имею, приезжали ли английские хоры в Россию до этого – возможно, что нет, т.к. из чтения многочисленных музыкальных форумов у меня сложилось впечатление, что российская публика пребывает в вящей уверенности, что лучше российских хоров ничего нет. (Об этом же свидетельствуют многочисленные анонсы концерта в Интернете, авторы которых, похоже, вообще не представляют себе то явление, которое именуется английской хоровой музыкой).
С удовольствием констатирую, что эта уверенность теперь сильно поколеблена: судя по подслушанным разговорам (после концерта), зрители были явно не готовы к услышанному. Аплодисменты после «Радуйся» и финального биса вполне можно назвать бешеными, а разговоры были такого рода: «вот, приехали оттуда в наше дерьмо, сделали одолжение представить нам настоящую музыку», «Была в каком-то трансе… Ничего подобного не слышала…».
орган Светлановского зала ММДМ |
«Коммерсантъ», впрочем, опубликовал очень неплохую рецензию на концерт (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1572841&NodesID=8). Я бы поспорил с автором отн. качества органа Светлановского зала: на мой взгляд, звук у него как у двигателя нового автомобиля – т.е. довольно приятный, но все равно «моторный»; ну и все это про национальный состав хора – ну зачем???, однако в целом рецензия точна.
Ну и напоследок, пожалуй, постараюсь устранить некоторые недопонимания относительно услышанного:
1. Да, хор Вестминстерского аббатства великолепный, но он один из многих: в одном Лондоне есть и хор собора Св. Павла – еще древнее, чем хор Аббатства; хор Вестминстерского собора, хор Сазекского (Southwark) собора, London Oratory School Schola, хор Королевской часовни Сент-Джеймсского дворца, хор Temple Church – и так по всей Англии – и практически каждый хор каждое воскресенье (или - как все хоры соборов - ежедневно) участвует в службе. И, поверьте, их уровень вполне сравним с уровнем этого хора (а подчас и выше его). Ничего подобного нет нигде более в мире.
2. Хор Вестминстерского аббатства – профессиональный, а не любительский хор: хористы, во-первых, получают профессиональную подготовку, а во-вторых получают за концерты деньги - пусть и чисто символические.
3. Музыка, которую соборные и церковные хоры поют на службе, конечно, самая разная, но хор Вестминстерского аббатства, на мой взгляд, представил в своей программе именно ту музыку, которая обычно исполняется во время служб - именно такого уровня, такой сложности.
Ну и последнее: я приношу извинения за задержку с публикацией - но то, что произошло через несколько дней после концерта, надолго убило во мне всякое желание писать что-то хорошее о чем-то и о ком-то: такое чувство, будто концерт был в какой-то другой реальности.
Спасибо за - как всегда замечательный - обзор.
ОтветитьУдалитьПозволю себе вопрос, не думаю, что нескромный, ибо вы обмолвились, а значит - имеете, что сказать. Я по поводу слов "то, что произошло через несколько дней после концерта, надолго убило во мне всякое желание писать что-то хорошее о чем-то и о ком-то". Это опять что-то наподобии истории с Либерой? Если можно - ответьте, плиз. Спасибо.
Кстати, для меня явилось открытием узнать ,что наши соотечественники считают наши хоры единственно возможными и лучшими. С самых своих студенческих лет я делал сравнения - в массе своей - не в нашу пользу. Я не беру во внимания отдельные коллективы, в одном из них мне посчастливилось работать, о чем вспоминаю всегда с благодарностью, ибо вынес бесценный опыт и обогатился во многом. Кстати, именно в нем опыт западной школы использовался, хоть и неявно и не настолько активно - ибо, согласитесь, достаточно сложно при наших храмах создавать и взращивать такие цветники (немного пафосно, ну и ладно))) ).
ОтветитьУдалитьМнение, что "наши хоры лучшие" я периодически читаю в разного рода спец.форумах, что меня несколько озадачивает: если так думают специалисты, то, может, что-то не в порядке с их системой координат? Понятно, что Кафку в России давно сделали былью, но уж слишком очевидно...
ОтветитьУдалитьПро то, что случилось: это событие, имевшее место в зале прилета DME - аккурат в момент прилета в том числе и рейса из Лондона. Живя в России, нужно быть фаталистом, это понятно, и я даже почти научился, однако ощущение того, что нас так и будут взрывать, а власти этой страны НЕ СДЕЛАЮТ НИЧЕГО, чтобы предотвратить это, не самое приятное и уж точно не то, от которого тянет писать что-то хорошее.
Так что, "к счастью", с "Либерой" это никак не связано.
(Могу даже сказать по секрету: я с нетерпением жду концерта в Эпсоме! Особенно после того, как два моих приятеля, бывших на концертах в Бристоле и Беверли, оба сошлись во мнении, что группа сейчас в гораздо лучшей форме, чем была в прошлом году в Арунделе.)
Слава Богу))) Искренне рад это слышать. Ибо - сам строю предположения и делаю выводы исключительно на основе ваших данных - и всего того, что по крупицам собираю. Потом эта мозаика уже складывается в голове. Ну и свой "профессиональный" опыт чуток помогает в этом. Новый виток я предчувствовал, но ничем фактически не мог это обосновать почти.
ОтветитьУдалитьС фатализмом - вопрос отдельный. Насчет властей в связи с фатализмом - тем паче. Коротко скажем - сами они там участвуют, все это та грязная часть устройства системы, в которую лучше не соваться нам, людям живущим творчеством. Иначе больно - либо творчество приходится вытравливать. А это, согласитесь - слишком большая плата.
==== = ===
"Мнение, что "наши хоры лучшие" я периодически читаю в разного рода спец.форумах" -
Увы, не могу похвастать тем же, не слишком уж я большой завсегдатай форумов, в основном весь мой опыт основан на реальной жизни. Если, конечно, считать, что тут, в инете, она нереальная)))
Специалисты, которые так пишут и считают - это ,скорее всего, более ремесленники от искусства, а таковых большинство, и это само по себе не плохо, буде нашелся бы некто, сумевший их организовывать и направлять. Но вся система этому противоречит, жаль, конечно. ТО есть - если создавать что-то, то исключительно в обход нее. А это всегда плачевно заканчивается. Я намеренно говорю обиняками, в общем-то. Но есть и светлые лучики в этом темном царстве. Некоторые товарищи ведут преинтереснейшие блоги (прозрачный намек, да), которые кое-кому открыли в свое время глаза - и за ними уже потянулись несколько тысяч людей - активно потянулись, а неактивно - десятки тысяч.
Тут, кстати ,тоже о фатуме задумываешься, но уже в совершенно другом ключе, разумеется ))).