Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

19.01.2015

Концерт в Москве...

Нет, все же самое замечательное в этом концерте то, что поскольку на нем присутствовали практически все читатели моего блога, мне вообще можно молчать и лишь ограничиться общими фразами - все равно все все видели сами.
Так что отчет будет кратким.

Программка и программа

Начнем с программки. Как я и подозревал, никакой отдельной программки не было, была лишь общая программа Рождественского фестиваля, в которой несколько страниц было посвящено концерту "Либеры". Разумеется, не было никакого списка участников "Либеры".
Впрочем, благодаря Патрику удалось восстановить имена всех участников вчерашнего концерта. Вот они:
Marc Alvares, Shay Balsekar, Ciarán Bradbury-Hickey, Merlin Brouwer, Gabriel Collins, Thomas Delgado-Little, Alex Gula, Matthew Jansen, Timothy Lee, Isaac London, Alessandro MacKinnon-Botti, Matthew Madine, Michael Menezes, Alex Montoro, Jakub Niedermaier-Reed, Cassius O'Connell-White, Matthew Rangel-Alvares, Bertie Smart, Camden Stewart, Rocco Tesei, Sam Wiggin, Lucas Wood. Всего 22 человека.
(т.е. все, кто был в Норвуде, кроме Марка Устиновича-Репы и Джеймса Менезеса).
Имена членов оркестра не указаны, за исключением троих, которых Прайзман привез с собой: Джошуа Мадина (клавишные), Кандис Хэмел (флейта) и Джонатана Ормстона (ударные).
Подозреваю, что где-то за сценой, по идее, был и Кавана Кроссли (в качестве менеджера сцены). Разумеется, присутствовал и Энди Уинтер (как же без него?).


Программа концерта

Первое отделение:

1. Joyful Joyful (Beethoven's An die Freude)
2. Joy to the World
Речь Алекса Гулы - по-русски. (довольно неплохо, если не считать неправильных ударений).
3. What Child is This? (солисты Isaac London, Ciarán Bradbury-Hickey)
4. The Prayer (солист Isaac London) 
5. Sanctus. (финальное Sanctus исполнил Bertie Smart)
6. Voca me (верхние гармонии - Lucas Wood, финальное 'voca me' - Ciarán Bradbury-Hickey)
7. Wexford Carol (солисты Isaac London - первый куплет на ирландском, - Sam Wiggin). 
Не могу не поддержать решение заменить указанную в программке Still Still Still на эту вещь - куда более эффектную, к тому же с блестящим соло Айзека. Если б еще он исполнялся в другом помещении...
8. Carol of the Bells (вокализы Isaac London, Lucas Wood (кажется); финальная фраза - Isaac London.
9. Ave Maria (Schubert) (солист Thomas Delgado-Little)
10. How Shall I Sing That Majesty? (солисты Lucas Wood, Alessandro McKinnon-Botti)
Здесь был некоторый "раздрай" между оркестром и хором. Не лучшее исполнение этой вещи, одним словом.

Второе отделение

1. Conditor Alme Siderum (солист Sam Wiggin) 
2. Angels we have heard (перерыва между первым и вторым треками не было)
(по окончании песни на сцене появился Энди Уинтер: он подошел к Алексу Вуду, они перекинулись парой слов, после чего Энди увел Алекса со сцены.
3. Away in a Manger (солист Alex Gula).
После окончания трека на сцену вернулся Лукас Вуд.
4. Wayfaring Stranger (солист Sam Wiggin)
5. Gaudete (солист Lucas Wood). 
(Лукас малость оговорился, исполняя свое начальное соло: вместо Christus est natus спел Christus ex natus... )
6. Song of Life (солист Isaac London).
7. How Great Thou Art (солист Sam Wiggin)
8. Silent Night (солист Thomas Delgado-Little)
Речь Алекса Гулы (про то, что следующая песня будет последней). Закончил, правда, он немного невпопад: "С новым годом!".
9. In Dulci Jubilo
По окончании были бурные аплодисменты со вставанием: все, конечно, поверили Алексу! Но у Роберта был заготовлен номер "на бис", так что, устав ждать окончания овации, он знаками показал зрителям, что, мол, хватит, а?
10. What a Wonderful World (солист Isaac London).

Впечатления, анализ.

Солисты, "гвозди"

Главный сюрприз - это возвращение Томаса Делгадо-Литтла в солисты. Впечатление сложное. Несмотря на то, что Silent Night во втором отделении Томас спел весьма впечатляюще, забыть его натужное пение в Ave Maria довольно сложно. Можно, конечно, списать на усталость, на нехватку времени на распев, но мне все же кажется, что это была его "лебединая песня". Очень хочу ошибиться...
Опять главным солистом был Айзек, в очередной раз просто фантастически исполнившимй The Prayer, What Child is This и What a Wonderful World (блестящий грудной голос с легким вибрато, который опять вверг меня в состояние полнейшего блаженства), но опять обмишурившийся в Song of Life (даже с некоторым количеством "петухов"). Песня, конечно, сложна для исполнения: такие резкие переходы из нижних октав в верхние и назад делают ее исполнение довольно сложной задачей и, наверное, способны выявить индивидуальные ограничения голоса каждого ее исполнителя: Айзеку отлично удаются плавные вещи без резких переходов а-ля Бах, но если в песне имеются резкие переходы, то, imho, лучше такие вещи давать кому-нибудь другому.
Sam Wiggin - интересный солист, но в его голосе есть какой-то глуховатый призвук
Alex Gula - вот он произвел на меня очень хорошее впечатление: пока не голосом (маленький еще), а дикцией: феноменально четкой, прямо как у Бена Кроли.
Lucas Wood - все еще способен поразить верхними нотами, но его средний диапазон не слишком интересный.
Главные "гвозди" концерта (на мой взгляд) - The Prayer, What Child is This и What a Wonderful World. Хотелось бы сказать то же самое по поводу Wexford Carol'a, но не могу: было не столь впечатляюще, как месяц назад.

Звук, спецэффекты

Блекло - и то, и другое, но, конечно, претензии за это нужно предъявлять архитекторам, строителям и хозяевам зала, а никак не "Либере" (она-то как раз сделала все, что могла для подготовки за тот небольшой промежуток времени, что у нее был: в Москву группа прилетела накануне вечером: попробуйте за это время подготовиться к выступлению в абсолютно незнакомом зале!). Звук был весьма плоский (именно в этом одна из причин, почему мне решительно не понравился Wexford Carol, требующий живого акустического пространства церкви, а не нового помещения, обшитого панелями, глушащими любую реверберацию.
(записал у себя в программке "Orchestra sucks", но по прошествии суток не готов сказать то же самое: возможно, просто был раздражен акустикой помещения. Хотя Стивена Герати мне явно нехватало). Световые эффекты - от силы треть того, что "Либера" показывает на своих концертах в Великобритании.

Зрители

Российские зрители, наск. я помню, вообще не отличаются бурной реакцией, ограничиваясь максимум криками "браво", так что то, как они отреагировали на "Либеру", можно назвать огромным успехом: хор Вестминстерского аббатства точно провожали гораздо сдержаннее. Российский фанклуб "Либеры" (до сих пор не знаю, насколько он многочисленный, да и вообще поражаюсь: откуда он вдруг такой здесь взялся?), понятно, был в полном восторге, но и непосвященные, кажется, прониклись. (вот сама "Либера" реагировала на аплодисменты как-то сдержанно, но я подозреваю, что причина в их крайней усталости).

Summarizing

Успех? Без сомнения - несмотря на все огрехи (перечисленные выше). Ко всем положительным замечаниям могу добавить еще одно: "Либера" - к счастью - не включила в программу ни одной русской песни, вроде "Калинки", "Подмосковных вечеров" и прочего мусора, который почему-то регулярно включается в программу выступления других коллективов. (мне интересно: как реагировали бы французы, если бы все приезжающие к ним группы пели Frère Jacques?) Конечно, возможно, это случилось только потому, что у "Либеры" не было времени что-то подготовить. Мой совет ей: не включать вообще ничего, либо включить Mother of God (она же на стихи Лермонтова, пусть и в переводе!).
Еще одна претензия: отсутствие комментариев членов "Либеры" по ходу концерта. Понятно, что Алекс был просто не в состоянии говорить все сам по-русски, но, может быть, имело смысл пригласить переводчика, либо вообще плюнуть на перевод и говорить по-английски? Подозреваю, что как минимум треть зрителей их бы поняла с грехом пополам, так почему же лишать удовольствия их очаровательных комментариев тех, кто с пониманием английского никаких проблем не испытывает?
И еще одно пожелание "Либере": если она вдруг сподобится приехать в Москву еще раз, выступать ей нужно не в МДМ, а в Зале Чайковского: там акустика отличная. Или в Соборе Непорочного Зачатия (на Б. Грузинской). Еще лучше - организовать участие "Либеры" в тамошней воскресной мессе. Мечты, мечты...

Фото, мелочи






Наконец-то увидел Айзека улыбающимся!


Мелочи:

1. Английская и русская версии текста про "Либеру" в программке местами весьма сильно отличаются. Возможно, в литургии правильно переводить "Libera (me)" как "избави (меня)" (хотя откуда? Текст из реквиема, а такого понятия в Православной литургии, наск. я знаю, нет вообще; стало быть, переводить следует "освободи меня" - сразу появляется понятие свободы (ах, ну да, это слово на "с" в России под запретом, да?)). Зато английский текст программки содержит фразу, написанную явно лингвистом: Libera is the Latin singular imperative of "Liberare", meaning "to free", т.е. "Либера" - форма единственного числа повелительного наклонения от латинского глагола "liberare".
2. Кроме "Либеры", в программе этого Рождественского фестиваля были и хорошо мне знакомые по поездке в Корнуолл Boni Pueri из Чехии: они выступали за день до "Либеры". Я на их концерте не был, но те, кто были, утверждают: даже близко не стояли.
3. Пока я стоял в очереди в гардероб, мимо меня продефилировали две девочки возрастом примерно 18-22 года. Одна из них как-то обиженно сказала другой: "Они по-английски пели!" Вот ведь какая незадача, а?!

P.S. Непонятно, с чего я решил, что слышал Ave Maria в исполнении Томаса раньше: нет, оказывается, не слышал! 

13 комментариев:

  1. я слушал концерт рядом со звукорежиссёром. там всё звучало просто великолепно. никаких претензий к звуку

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за отличный комментарий.
    Я бы добавил от себя горячее пожелание к английским организаторам концерта Либеры: дать в будущем больше времени ребятам отдохнуть и подготовиться. Чтобы они не были такими уставшими на концерте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вряд ли это пожелание стоит адресовать английским организаторам: выездные концерты "Либера" обычно никогда не проводит в учебный год: "отпросить" столько людей с занятий практически невозможно, если только все хористы не посещают одну школу (как в случае, к примеру, с хором Вестминстерского аббатства, приезжавшим на один из прошлых фестивалей); "Либера" ездит на гастроли только в каникулы, так что и приглашать ее можно только в каникулярное время. А если в учебный год, то получится то, что получилось.

      Удалить
  3. А я то смотрю - вышли и... как будто только прилетели... или всю ночь работали, не выспались. То есть это наши организаторы... поэтому и в таком режиме - прилёт, репетиция, выступление, всё подряд без отдыха. Эх, им бы действительно выступить в Зале Чайковского и отдельным концертом, не в рамках Рожд. Фестиваля. Но на всё видимо нужны спонсоры...

    Говорят, что по уровню (качеству) выступления московское лучше, чем обычно. Это так? По сравнению с концертами в Англии например? Спрашиваю не из праздного любопытства... Хочу съездить в Англию на концерт, так вот: стоит ли овчинка выделки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Московское лучше? Кто говорит? Абсолютно не согласен: концерт в Норвуде месяц назад был значительно лучше - именно по качеству исполнения. Там, правда, не было Томаса (в кач-ве солиста), но на этом основании судить об успехе концерта вообще я бы не стал (кресла в Светлановском зале, правда, удобнее, чем в британских venues, да и к нелегальным съемкам отношение в Москве пофигистское).

      Удалить
  4. В общем, смысл ехать есть...

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за рассказ о концерте). Ждала с нетерпением отзывы о впечатлениях, но впечатлений, к сожалению, немного... Если я правильно поняла - мальчики были уставшие и это сказалось на их выступлении.. То есть, они не смогли отдохнуть после дороги?
    Интересно было бы посмотреть видео... Правда, до сих пор еще я еще очарована составом Либеры времен Тома Калли... Жаль, что уже невозможно попасть на их выступление....

    ОтветитьУдалить
  6. Я не знаю, насколько это сказалось на их выступлении (случай с Томасом особый), но то, что они были уставшими - это было очевидно.
    Вы, полагаю, знаете, что Том Калли теперь выступает под именем Джейми Айзекс, да?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ответ. А что такое произошло с Томом, если не секрет? Мне удалось посмотреть неплохого качества записи с концерта. Аве Мария ему немного не удалась... но в целом мне очень понравилось выступление хора.
      Том Калли - Джейми Айзекс?... Я встречала в инете, что сейчас он пишет музыку и поет под именем Jamie Isaac... даже канал его был на ЮТУБе... Это одно и то же имя?... В любом случае спасибо за информацию)) Как его успехи, Вы, случайно, не в курсе?

      Удалить
    2. Что с ним произошло, я не знаю, но предполагаю, что его голос начал ломаться (по времени уже пора, вроде - хотя, конечно, это со всеми индивидуально: Алед Джоунз оставался treble до 16-летнего возраста. В целом же отличный концерт, если не считать тех претензий, что я уже описал (акустика, отсутствие речей хористов и пр.)
      Да, конечно, Jamie Isaac. Он есть в soundcloud'e.https://soundcloud.com/jamieisaac

      Удалить
  7. Сайд коммент: с переводом "libera me" все в порядке. Стандартный оборот при переводе данного сочетания - "избави мя, Господи" по образцу всех псалмов, существующих в православной традиции.

    Poof link (just in case) - http://almirena.narod.ru/music/miserere.htm

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как раз тот случай, когда от традиции следует отступить, либо дать более подробное объяснение, т.к. всегда и постоянно "Либера" подчеркивает (во время концертов), что ее название означает "free", а не "save" и пр. Большая разница.

      Удалить
  8. А где узнать расписание Либере на 2017 год?

    ОтветитьУдалить