В Торки я прибыл в тот же день, часа в 3 дня (к счастью, самолет до Эксетера не опоздал, поезд оттуда до Торки опоздал всего на 10 минут), а в пабе «Wetherspoon», где меня ждали Алан и Дейв, я был уже в районе 3.30. В 4.20, несмотря на некоторые смешки со стороны Дейва, мы – медленно, но верно – отправились к церкви Св. Иоанна Апостола, venue концерта. У церкви (она в паре сотен метров от паба, но находится она на горе, поэтому надо было обходить) уже стояла небольшая толпа, состоявшая преимущественно из французов и японцев (кстати, в этот раз объявление о концерте «Либеры» представляло собой не бумажку, как обычно, а монументальную табличку, нарисованную, похоже, вообще вручную – практически одинаковую, что и табличка с названием церкви!) Британцев пока не было, однако Дейв и Алан, прибывшие накануне и уже успевшие выкупить свои билеты, просветили меня насчет того, что тут было. Во-первых, в Торки, специально на концерт, прибыла довольно обширная группа из BBC, которая собралась снимать концерт полностью, чтобы использовать его потом для подготовки специального выпуска христианской программы Songs of Praise, весь посвященный «Либере» (программа выйдет ориентировочно в январе следующего года). Помимо съемок концерта намечается и интервьюирование публики. BBC-шники прибыли заранее, чтобы заснять прибытие «Либеры» в церковь, однако, кажется, они не знали у какой двери ожидать, и то и дело метались между главным входом и другим… А «Либера» прибыла себе как ни в чем не бывало и ни на кого не обращая внимания продефилировала внутрь. Том Калли на руках внес в церковь одного из новичков (вроде, это был Сэмюэл Мориарти), еще один на ходу умудрялся читать книгу… Какое им дело до телевидения?
В общем, мы стоим, время идет, толпа прибывает, французы начинают волноваться – тем более что периодически главный вход открывается, и оттуда кто-нибудь да появится – вроде Йена Тилли (машину переставлял на стоянку – и умудрился перегородить дорогу какому-то грузовику), Сэма Коутса (помогал ему) и Барбары Герати. Уже поступило предложение взломать замок. А одна японка (прибывшая на концерт с чемоданом) вообще попыталась просочиться сквозь дверь, приоткрытую смотрителем церкви (подышать воздухом вышел). Пришлось тому загородить ей дорогу своим собственным телом!
Двери открылись аккурат в 18.30. Раздача заказанных билетов прошла так молниеносно, что несмотря на то, что билеты были без мест, помощь Дейва и Алана (я их попросил занять мне место) мне не понадобилась: сел я рядом с ними, в третьем ряду справа, за спиной у французов (эти везде просочатся).
Первый неприятный сюрприз после изучения программки: Sancte опять нет! Да и в целом репертуар почти полностью тот же, что и во время концерта в QEH. Зачем было ехать?
Впрочем, был и приятный сюрприз: аж шесть новых хористов, причем абсолютно новых, нигде до этого не засветившихся.
Перечень хористов (полный, перечисляю в том порядке, в котором они были указаны в программке, новички выделены жирным шрифтом):
1. Jonathan Barrington
2. Tiarnán Branson
3. Oliver Cole
4. Tom Cole
5. Liam Connery (Алан и Дейв сообщили мне, что, вроде, Лием отсутствует, потому как его никто не видел. Однако подошедший к церкви чуть позже Деннис развеял эти гнусные слухи)
6. Kavana Crossley
7. Ed Day
8. Tom Cully
9. Daniel Fontannaz
10. Michael Hornastle
11. Freddie Ingles (самый младший хорист: ему только-только исполнилось семь лет).
12. Alex Leggett
13. Sam Leggett
14. Joshua Madine
15. Flynn Marks
16. James Mordaunt
17. Samuel Moriarty
18. Callum Payne
19. Ben Philipp
20. Carlos Rodríguez
21. Ralph Skan
22. Alfie Smart
23. Joe Snelling
24. Thomas Stuttard
25. James Threadgill
26. Jakob De Menezes Wood
(в общем, отсутствовали только Zack Lockett и Michael Vereycken – но это явно в связи с каникулами).
Незадолго перед началом появился смотритель и вежливо, но решительно потребовал французов убираться к чертовой матери подальше. Так что между нами (а это были Деннис из Швеции, Крис, Алан и Дейв) и хором сидели только Роберт Прайзман и Стивен Герати (за синтезаторами).
А потом началось…
Плейлист:
1. Glory to thee my God this night (solo Ed Day)
Так эту вещь они исполнили впервые: появившись между хорами в своих балахонах и капюшонах, надвинутых на глаза, они исполнили оттуда как минимум один куплет (лишь лицо Эда, солировавшего, было открыто). А потом уже вышли к публике.
2. Gloria in excelsis Deo
«Вступление» Джоша (здравствуйте! Мы называемся «Либера»! Мы живем в таких знаменитых городах, как Стретем, Кройдон…». Опять в этот раз ребята обошлись без бумажек; выступление Джоша совпадало с тем, что было на концерте в QEH ; упомянуто, что Бену Филиппу иногда нужен час, чтобы добраться до церкви, упомянуто Норбери.)
3. Far away (solos: Tom Cully, Joshua Madine)
Кажется, впервые этот трек исполняли два солиста: по одной строфе каждого куплета, начинал Том, подхватывал Джош.
4. Lacrymosa (solo: Ben Philipp)
Исполнял ее «малый состав»: практически все «старички».
5. Love and mercy (solos: Joshua Madine, Tom Cully)
Вступление Лиема («эта вещь называлась Love and Mercy Брайана Уилсона из «Бич Бойз», мы ее пели в Кеннеди-центре – а потом мы гастролировали в США – и кое-кто из нас был в своем первом туре, как, например, Кавана и Флинн, которому было всего 9 лет, но самый младший из нас Фредди, которому только исполнилось семь лет» (Фредди махает из-за спины Джозефа, все бурно аплодируют). Вот там у нас Роберт, наш руководитель (аплодисменты), и Стивен (аплодисменты), который пел много соло в хоре, когда голос его был немного выше (хохот). Еще у нас тут Фиона на скрипке (аплодисменты). Она будет играть в нашей следующей песне, Sacris solemnis.
6. Sacris solemnis (solo: Joseph Snelling)
И вот здесь случился один из сюрпризов этого концерта, на который ни я, ни, кажется, другие не рассчитывали. В этом треке впервые появилось вокализное соло, которое сотворил – потрясающе, грандиозно – Joseph Snelling. Особенно впечатляюще это было во время финального фортиссимо + tutti + скрипки Фионы Пирс: даже на этом фоне вокализ от Джозефа звучал четко и мощно. Окончание трека было встречено овацией, а наш ряд восхищенно переглянулся.
7. Adoramus (основную партию исполнили Joseph Snelling, Liam, Ed, Josh и Tom).
8. Always with you (solo: Tom Cully)
В той же режиссуре, что и обычно: две «статуи» (Callum Payne, Jonathan Barrington), впереди Том Калли, а за ним все остальные; в процессе исполнения все «веером» расходятся в стороны, а потом сходятся назад.
Ужаснулся, когда Том «проглотил» пару слогов. Неужели это конец? Хоть и 14 лет ему, а все равно жалко…
(потом выяснилось: у Тома была простуда.)
9. Sanctus
Стандартная версия последних лет (с финальным соло Фионы Пирс). Грандиозно – как всегда. И опять самым заметным оказался Джозеф Снеллинг (он был слева – для нас справа, - и его голос спокойно «перепевал» всех вокруг.
10. Ave Maria (solo: Ed Day)
И здесь я вынужден сообщить, что Эд совсем не блистал: глотал звуки, не держал мелодию… Свое «фи» я потом высказал Крису (он бывший хорист, так что может считаться специалистом) – тот сказал, что Эд ему все равно нравится больше всех, хоть он и знает, что в меньшинстве.
Вступление Бена Филиппа («Привет! Я Бен! Минибен! Мы посещаем самые разные школы. Некоторые ходят в начальную школу, некоторые в среднюю. Но мы все собираемся вместе 4-5 раз в неделю и становимся «Либерой». Так что это наше хобби. Когда мы становимся «Либерой», мы обычно носим специальную одежду. Это такие плащи, которые мы бы носили все время, если бы ходили в одну из школ, управляемых монахами средневекового монастыря. Они стали нашей торговой маркой. У них есть такие огромные капюшоны. И иногда мы надеваем их наоборот! И они падают нам на глаза, и мы ничего не можем разглядеть!!! (смешки в зале). Ну, никак не могу выпутаться из него! (хохот в зале). А сейчас еще одна песня, которая стала нашей коронной песней, потому что ее первую мы исполнили в качестве «Либеры». И называется она «Либера».)
(комментарий: Бен – прирожденный актер. Этот его ‘blunder’ с капюшоном, упавшим на глаза, из которого он никак не мог выпутаться – явно импровизация — но как к месту!)
11. Libera (solo: Liam Connery)
Ну, что сказать… Опять блестяще. И опять блестяще спел свою партию Лием Коннери. Ну почему не было Sancte?!
Дальше был перерыв. А после перерыва все возобновилось – правда, в несколько ином виде. Если во время первого отделения световые эффекты ограничивались проецированием «светомузыки» на купол церкви, то второе отделение почти все прошло в темноте, свет падал лишь на «Либеру» - от прожекторов.
1. Orinoco Flow
2. Mysterium (solo: Tom Cully)
Вот это был приятный сюрприз: ни разу я эту вещь не слышал вживую, а тут… Еще один сюрприз – Том. Не знаю, что уж там он с собой делал во время перерыва, только никаких следов от нетвердого голоса здесь не осталось и в помине. Это был настоящий Том Калли, в своей лучшей форме, с мощнейшим, «многоцветным» голосом. Уф… Пронесло пока…
3. Prayer (solos: Tom Cully, Ed Day)
Это было приятным сюрпризом для Алана и Эдд, которые никогда не слышали этой вещи вживую (я слышал, в Лейдене). К тому же Том опять блистал, и даже Эд сделал свою партию так, как надо.
Вступление Сэма Леггетта («Привет! Я Сэм. В Лондоне нас, «Либеры», человек 30. Новички приходят в 7- или 8-летнем возрасте. Разумеется, они не очень много знают к тому моменту, когда приходят к нам. Поэтому они учатся по ходу. Какие-то вещи нам приходится заучивать наизусть. Как, например, для таких концертов, для которых нам приходится заучивать так много разных слов и гармоний, а также то, какая песня следует за какой. Но кое-что мы исполняем с листа. Многие из нас играют на музыкальных инструментах, а некоторые пишут музыку, как, например, Стивен, который написал одну из песен нашего нового альбома. А сейчас мы исполним «Hymn to beauty ».)
4. Hymn to beauty
Эта вещь, очень сложная для исполнения, также прозвучала в исполнении «сокращенного состава» - пели только «старички» (и почему Прайзман не включит ее в альбом? Дай ответ! Не дает ответа…)
5. Rest in peace (solo: Tom Cully, vocalising solo: Ed Day)
Из New Dawn, но вещь очень древняя (Скеллерну подпевали еще, кажется, Джейми Бэндток и лично Йен Тилли). Опять браво Тому Калли.
6. When a knight won his spurs. (solo: Ed Day)
Вступление Бена Филиппа («Привет! Это опять я! А теперь статуи оживают! (хлопает в ладоши – и тут же стоявшие в церемониальных позах члены «Либеры» начинают двигаться. Смешки в зале). Хотя мы все поем, мы не должны петь одно и то же. Некоторые из нас поют очень высокие ноты, как, например, Лием, который поет верхнее ре в конце «Либеры». А другие поют низкие ноты. Но когда мы собираемся вместе, возникает эта особая гармония «Либеры». И многие ноты поются одновременно. Например, Сэм запевает эту первую ноту (Сэм поет), а затем… (Эд, Том, Лием и др. присоединяются к Сэму – и все выше и выше и выше, повинуясь дирижерской руке Бена! Овация в зале.) А теперь Джо будет петь очень высокие ноты в песне «Salva me».)
Комментарий: этот номер Бен устраивает каждый концерт. Исключениями были два концерта в Лейдене, так что это очаровательного представления на DVD нет).
7. Salva me (solo: Joseph Snelling; основные партии Sam Leggett, Tom Cully, Joshua Madine, Ed Day).
Блестяще, великолепно… Опять браво Джозефу.
8. Stay with me (solo: Joseph Snelling; vocalising solo: Liam Connery)
Во время концерта в QEH это был приятный сюрприз. Теперь же на фоне того, что Джозеф сотворил в Sacris Solemnis, это смотрелось несколько бледно, но кто я такой, чтобы его упрекать?
9. Going home (solos: Joshua Madine, Ben Philipp).
Обычно Going home исполняли в первом отделении концерта, а здесь ее поставили вместо Do not stand at my grave and weep. И прозвучала она наконец-то так, как и должна была звучать: как чрезвычайно грустная вещь. И наконец-то Джош спел ее без своей обычной улыбки на лице, а серьезно. Неожиданное, в общем, исполнение, но долгожданное.
Речь Каваны Кроссли (Привет. Я Кавана. Это была песня Going Home, Джош и Бен исполняли соло.
Пришло время нашей последней песни на сегодня. Она называется «I am the day». И это наше вам до свидания. Мы надеемся, что вам понравилось наше выступление. До свидания (протяжно; Том Калли прыснул со смеху; в зале тоже смешки, а потом аплодисменты).
10. I am the day (solo: Josh Madine; also Sam Leggett & Ed Day)
Ничего не могу сказать… Совершенство – как всегда.
А потом была овация: долгая, продолжительная. Было три ряда поклона от хора, был отдельный поклон от Роберта Прайзмана, Стивена Герати и Фионы Пирс. А потом был encore – традиционный, Libera (опять солировал Лием Коннери). И все закончилось.
Затем хор удалился, удалились Прайзман и другие – и за дело принялись бибисишники: развернулись камеры, появились микрофоны, появилась тетка, которая стала хватать за шкирку первых попавшихся граждан и задавать им вопросы. Я был недостаточно быстр…
Ну а потом появилась и «Либера», уже переодетая в цивильное: раздавать автографы. В этот раз длинного стола не нашлось, а потому пришлось давать автографы в два приема: вначале за стол расселись «солисты» (Tom, Josh, Ed, Liam, Joseph, Ben, там же были Sam & Alex Leggetts), а также некоторые новички (Freddie Ingles и, кажется, James Mordaunt). Шаперонил за ними в этот раз Бен Кроли, а помогал ему Каллум Пейн: для него места за столом не нашлось, а потому он болтал с публикой и позировал.
Затем произошла «смена караула» и раздавать автографы вышли оставшиеся новички, а также Jonathan Barrington, Tiarnán Branson и пр. В этой группе выделялся своей унылой физиономией Карлос Родригес; Ральф Скан позировал чрезвычайно охотно, представляясь не только сам, но и представляя одного из новичков, Сэмюэла Мориарти (Ральф называл его «Сэмми»).
Ну а потом Бен скомандовал «подъем», все встали и удалились. И все кончилось.
Ну, почти… Остались Сэм Коутс и Йен Тилли – сворачивать аппаратуру. Уже перед уходом я подошел к Йену Тилли и посетовал на отсутствие Sancte. Sancte вживую? – спросил он. Ну да, говорю я. Все мои друзья считают Sancte самым сильным треком диска – а на концерте его так и не было. Ну, говорит он, мы подумаем, как его адаптировать к живому исполнению. И все…
Добавка: маленькие такие:
О животных.
Этот концерт почтил своим присутствием Лось aka The Moose, официальный талисман «Либеры»: в самом начале концерта означенное животное (плюшевое или из аналогичного материала) было замечено на руках у Барбары Герати. Думаю, его присутствие повлияло на успех.
О ценах.
Билет на концерт стоил 10 фунтов (13 евро). Бутылка воды 40 пенсов. Сок + пакет чипсов 80 пенсов: т.е. цены супермаркета; никакой наценки не добавили (для сравнения: бутылка воды в баре театра Victoria Palace, где идет Billy Elliot, стоит 2.50. Т.е. 5 долларов.)
Вот программка стоила дорого: целый фунт.
(может, и не стоит Прайзману повышать цены на билеты? При таких смешных ценах на их концертах собираются весьма приличные люди, действительно интересующиеся их творчеством, а не всякая гламурь…)
Об автографах
Когда вокруг стола с одной стороны сидят, уперевшись друг в друга локтями, 12 хористов, а с другой стороны толпится алчущая публика с программками, вкладышами CD и просто с фотоаппаратами и видеокамерами, возникают некоторые проблемы.
Некая дама, не уследив за своей вкладкой, решила ухватить вкладку другого человека. Он, понятно, стал возражать (это была вкладка совсем другого диска). Не добившись возвращения себе чужой вкладки, дама накинулась, кажется, на Бена: ты куда дел мою вкладку?!
Главный Француз, обнаглев совершенно, собрал вкладок 15 и стал требовать индивидуальных автографов: это для моей сестры, это для моей любимой мамы, это для моей любовницы, это для моей жены – и напиши какое-нибудь пожелание, чтобы было остроумно! Можете представить, что там творилось…
О погоде
Кажется, все тучи Англии сосредоточились прямо над Торки: серое небо, с которого периодически что-то падает… Однако настоящего ливня так и не случилось до самого конца 30 июля; случился он на следующий день и шел до самого моего отъезда из Торки.
О коммунистах
То ли в перерыве – то ли после концерта подкатился ко мне некий тип, которого я видел в первый раз в жизни. Этот тип спрашивает у меня: ты Джордж? Да, говорю. Из России? Да, говорю. Откуда он знал? Короткий обмен мнениями закончился его убийственным вопросом: ты коммунист? Нет, честно ответил я.
О росте
Все-таки сильно заметно, как эти ребята выросли. Джош и Том одного роста, а оба они ростом почти с Джонатана Баррингтона, весьма высокого парня. Да и Бен к ним подбирается. Впрочем, до Бена Кроли им всем ой как далеко…
В общем, все. Вот ссылки на фото и на сканы с видеоленты. Разрешение у сканов не слишком высокое... Похоже, придется разориться на покупку hd-видеокамеры...
http://picasaweb.google.com/chtchege/TorquayConcert
http://picasaweb.google.ru/chtchege/TorquayConcertDVTapeScans
Данный блог посвящен английской хоральной музыке (концерты, соборы и пр. и пр.). Кроме того - по крайней мере, пока остается интерес - определенное внимание будет уделяться коллективу, известному миру под названием Libera (www.libera.org.uk) (оперативные новости и пр.).
Foreword
This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).
If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)
Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень подробно и толково, как всегда... Молодец, что всё-таки съездил!
Огромое спасибо за обзор, главным образом за то, что очень развёрнуто и оперативно.
ОтветитьУдалитьИ ещё... спасибо за то, что вы делаете. Если бы не вы, и не узнать бы таких подробностей. Читаю - как будто сам там нахожусь, сейчас ещё фотки просмотрю, и картина полностью прорисуется.
Far away (solos: Tom Cully, Joshua Madine)
Вот это по м.м. очень интересно должно звучать. Эх, как хотелось бы услышать.
Насколько я понял, этот концерт можно будет увидеть в SOP после нового года? Значит Far away в этом эксклюзивном исполнении есть шанс увидеть и услышать?
Всегда рад. Спасибо за комплименты.
ОтветитьУдалитьНасчет SOP - да, предварительно это будет в январе следующего года. Однако не уверен, что они используют в передаче все, что отсняли. (передача идет 30 минут, концерт длился полтора часа чистого времени, а они еще публику интервьюировали...)
Я бы хотел увидеть Sacris solemnis - это было невероятно.
I translated from Russian to English and it was great to read your review. Thanks for sharing Libera to the russian public, and for taking pictures and can't wait to see video :)
ОтветитьУдалитьЯ перевод с русского на английский и было большое прочитать Ваш обзор. Спасибо за обмен Libera к российской общественности, и на съемку и не может ждать, см. видео:)
I agree Sancte would have been amazing, but I wish I could have been there for Mysterium.
спасибо, очень интересно было почитать...
ОтветитьУдалитьнайс стори
ОтветитьУдалить