Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

21.01.2017

Wiener Sängenknaben в Москве - впечатления

Прошлый визит WSK (несколько лет назад), сказать честно, не произвел на меня особого хорошего впечатления (я, кажется, даже не оставил никакого комментария насчет их прошлого концерта), однако вчерашний концерт превзошел все мои ожидания.

Факты
Можно считать, что Венский хор мальчиков был основан в 1498 году по указу императора Максимилиана I Габсбургского. Членом хора был Франц Шуберт (отличавшийся, правда, неуспеваемостью и интересовавшийся исключительно композиторством: этот факт, кстати, упомянут в знаменитом фильме Almost Angels), Йозеф Гайдн тоже пел в этом хоре, хотя и официально в нем не состоял.
Руководителем хора с 2001 году является Геральд Вирт. Структурно хор состоит из четырех отдельных хоров, названных в честь композиторов: Брукнера, Гайдна, Моцарта и Шуберта.
В Москве был хор Гайдна (24 хориста + его руководитель Jimmy Chiang, весьма известный дирижер и пианист, родом из Гонконга).

Программа концерта
Отдельной программы концерта выпущено не было, а потому пришлось покупать толстую программку ко всему фестивалю (за 200 р.), найти в которой что-то было весьма проблематично (официальную программу концерта я обнаружил там только сегодня, вчера же пришлось пользоваться программкой с концерта в Сан-Диего в декабре прошлого года).
Фактическая программа концерта отличалась от опубликованной, а потому ниже приводится именно фактическая (на смешанном англо-немецко-латинском наречии, с отдельными вкраплениями русского текста):

Первое отделение:
1. Процессия: Ad te levavi animam meam (псалом 24 (25):1-4 - грегорианское песнопение, интроитус к адвенту.
2. Jacobus De Kerle (1531-1591): Sanctus для четырех голосов (из Missa Regina Coeli)
3. Johann Joseph Fux (1660-1741): Salve Regina (K.257)
4. Johann Adolph Hasse (1699-1783): Miserere mei (из Miserere in C Moll)
4. Joseph Haydn (1731-1809): Insanae et vanae curae
5. Michael Haydn (1737-1806): Anima nostra (MH.452)
6. Gerald Wirth (1965-): Agnus Dei
7. Wolfgang Amadeus Mozart (1756-1791): Die ihr des unermesslichen Weltalls Schöpfer ehrt (из кантаты К.619)

Второе отделение:
1. John Francis Wade: Adeste Fideles (только куплеты 1 и 8)
2. традиц. аранж. Michael Praetorius (1571-1621): Es ist ein Ros 'entsprungen' (гимн из Шпейерского сборника гимнов, 1599)
3. традиц. аранж. Gerald Wirth: O Heiland, ress' die Himmel auf (песнопение к адвенту, текст: Фридрих фон Шпее (1591-1635)
4. традиц.: Am Weihnachtsbaum die Lichter brennen (1841); текст: Густав Херманн Клетке (1813-1886)
5. Franz Schubert (1797-1828): Ave Maria (на немецком, все три куплета (латинский традиционный вариант включает только два куплета)
6. Johann Ritter von Herbeck (1831-1877): Pueri concinite
7. Anton Redinger (1839-1912): Est wir scho glei dumpa (колыбельная из Верхней Австрии и Тироля)
8. Евгений Земцов (1940-2016) - Ave Maria
9. Benjamin Britten, The Ceremony of Carols:
- Balulalow
- As Dew in Aprille
- This Little Babe
- Deo Gracias

На бис:
1. Небо и земля (Рождественский кант)
2. Franz Xaver Gruber (текст Joseph Mohr): Stille Nacht
3. Johann Strauss-старш.: Radetzky Marsch

Впечатления:
Первое отделение было, на мой взгляд, довольно серьезным и очень традиционным - вполне в стиле церковных хоров. Нет, никаких претензий у меня не было, разве что местами было довольно много стаккато (замечено в Salve Regina и Miserere).
Insanae et vanae curae Гайдна была долгожданным отходом от традиционных песнопений. Бедность музыкального сопровождения (Джимми Чан на фортепиано) никак не сказалась на эффектности исполнения: никаких претензий.
Сольные партии (а также дуэты, трио, квартеты) на концерте присутствовали, причем какие! Гвоздем второго отделения (состоявшего из более популярных вещей) было, конечно, фантастическое исполнение Ave Maria Шуберта и - особенно - Pueri concinite фон Хербека, в которой солист (увы, имя неизвестно: имен хор не раскрывает) "залез" в такие вершины, что осталось только открыть рот. (на ум пришла фраза Жерара Жюньо-Клемана Матье из фильма Les Choristes: Sa voix est un miracle по поводу Моранжа-Жана-Батиста Монье (по аранжировке это Pueri concinite полностью соответствовало тому, что звучало на концерте PCSM с известного DVD, причем этот солист был лучше, чем Монье там, хотя в Ave Maria ему, по-моему, чуть не хватило опыта: получилось слишком "книжное" исполнение.
Следует отметить также еще одного отличного солиста (то ли китайца-то ли корейца) в Agnus Dei и в Die ihr des unermesslichen Weltalls Schöpfer ehrt, а также еще одного (в Agnus Dei), с фантастическим бархатным голосом подстать Уильяму Даттону.
Исполнение The Ceremony of Carols - прекрасное, блестящее, никаких претензий, если не считать сожаления, что хор не исполнил Wolcum Yole.
Исполнение "рождественского канта" на русском: русский язык был узнан не сразу, а уж слова распознавались лишь отдельные (я в их немецком больше слов разобрал).

Мелочи
После Ave Maria (которую зал слушал, затаив дыхание: прекратилось всякое шелестение, шепот и пр.; даже трели мобильников не раздались ни разу) прямо во время аплодисментов к центру сцены приблизилась весьма корпулентная дама с каким-то свертком и стала жестами привлекать внимание этого самого солиста. После некоторого замешательства он приблизился к ней, и она всучила ему этот сверток (думаю, конфеты или еще что-то), он вернулся на свое место в полном замешательстве и какое-то время соображал, куда деть этот сверток - под ехидные усмешки коллег по хору и хохот зрительного зала.
(Кстати, за фортепиано во время Ave Maria Шуберта сидел один из хористов, а Джимми Чан переворачивал ему ноты).
Аплодисменты раньше времени случились дважды: во время исполнения Ave Maria Земцова зрители не стали дожидаться финального Amen и зааплодировали (жутко неприятное ощущение); второй раз - между This Little Babe и Deo gracias (идея была исполнять их без перерыва, но Джимми Чан чуть замешкался, и его замешательством воспользовались зрители.
Во время Encore'ов зрители начали перешептываться между собой, причем иногда в полный голос (и это во время, блин, Stille Nacht!!!! Shame on you, старухи (те две клуши, что сидели во втором ряду партера у центрального прохода справа, я к вам обращаюсь!!!)
Финальный encore (под мелодию Иоганна Штраусса-старшего "Марш Радецкого" прошел в традиционной для хора манере: один из хористов вышел на середину и стал "дирижировать" зрителями, жестами показывая им, когда и как нужно аплодировать.
(вот ролик с их другого концерта: в Москве было так же:

P.S. Курьез: когда я "чекинился" в Фейсбуке в ММДМ, Мордокнига по известной ей одной причине решила, что ММДМ (Moscow International House of Music) - это ресторан! Соответственно, после выбора Venue мне было предложено сообщить, что я ем. Ну и пришлось написать: "Венский хор мальчиков". Каннибализм какой-то, чессслово!

Несколько фотографий со вчерашнего концерта
Перед концертом. Фортепиано для Джимми Чана

Тетка, вручающая солисту Ave Maria (и Pueri concinite) подарок.








Солист, певший Ave Maria и Pueri concinite - в первом ряду третий справа.
(P.S. кажется, его имя Raphael, ему 12 лет и он из Бургенланда. Увы, его фамилия мне неизвестна).

Солист с "бархатным" голосом а-ля Уильям Даттон - в первом ряду крайний справа. Крайний слева - тот, что сидел за роялем во время Ave Maria Шуберта. Их "Head Boy"?


Джимми Чанг в центре


Тот, что дирижировал зрителями во время Radetzky Marsch - первый слева (если не считать того, кто вышел "обрезанным")




Добавление:
Ну разумеется, люди сняли концерт на видео - и уже выложили в youtube:

1 комментарий:

  1. Спасибо, очень хотела пойти, но не получилось, и потому-спасибо!

    ОтветитьУдалить