Foreword

This blog should be read in Russian (except for the posts written in English), and the author disclaims any liability for the results of any automatic translation engine you may use (usually they produce very poor results).

If you wish to use my posts on your web site, have decency of publishing the link to it, rather than just copying & pasting the entire text! (libera360, I'm talking to YOU!!!)

31.03.2012

The Byron Consort в Кафедральном соборе Непорочного зачатия (Москва)

Признаюсь сразу: о 'Byron Consort'е я ничего не слышал. Впрочем, это и понятно: музыкальных коллективов в школе Харроу много, еще бы - в ней учились такие знаменитости, как лорд Байрон, Уинстон Черчилль, Кэри Элуиз и Бенедикт Камбербатч! (кстати, это единственная очень древняя частная - т.е. public - школа, расположенная почти что в Лондоне: в деревне Harrow-on-the-Hill: меньше мили ходьбы от одноименной станции метро на Metropolitan line, зона 5). Ансамбль Byron Consort образовался в 2001 году его нынешним руководителем Филипом Эвансом. Состав хора - от трех до пяти учащихся школы и один взрослый на каждую голосовую партию: так написано на сайте, то же самое было написано и в программке.

Программа концерта:
(программа была разделена на три блока: блок англиканских песнопений, блок католических и блок православных. Все три блока исполнялись без перерыва, однако границами блоков служили фрагменты оратории Мендельсона "Elijah" (которую в Великобритании всегда исполняют по-английски).
1) Hosannah to the Son of David (Thomas Weelkes, 1576-1623)
2) Call to Remembrance, O Lord (Richard Farrant, c1530-1580)
3) Litany (William Walton, 1902-1983)
4) Wofull Heart with Griefe Oppressed (John Dowland, 1563-1626)
5) When David Heard (Thomas Weelkes)

6) If with all your hearts (Felix Mendelssohn, from 'Elijah') - исполняет Daniel Lewis, партия органа - Филип Эванс

7) Emendemus in melius (William Byrd, c1540-1623)
8) Kyrie from Missa Brevis (James McMillan, р. 1959)
9) Peccantem me quotidie (Cristobal de Morales, 1500-1553)
10) Da pacem Domine (Arvo Pärt, р. 1935)
11) Libera nos, salva nos (John Sheppard, 1515-1558)

12)  Lord God of Abraham (Felix Mendelssohn, from 'Elijah') - исполняет Theo Platt, партия органа - Филип Эванс
(кажется, некоторые произведения этого цикла хор пел по-английски)
13) Придите, поклонимся (С. Рахманинов)
14) Гимн Троице (сокр.) - (П.Чайковский)
15) Тебе поем (И. Алфеев, р. 1966)
16) Пресвятая Матерь Божия (Arvo Pärt)
17) Богородице, Дево (С.Рахманинов).

Личное мнение о программе и об исполнении:
Мне она показалась чересчур академичной. Такое впечатление, что тон всей программы подстраивали под Пярта и Уолтона, очень не хватало вещей, подобных Miserere Аллегри или, на худой конец, Agnus Dei на музыку Адажио Барбера - по-настоящему пасхальных вещей, и при этом как никакие другие берущих за душу, однако, возможно, дело в отсутствии по-настоящему хороших солистов в treble-регистре (не случайно хору пришлось взять с собой двух особ женского пола, кои, по утверждению одного из хористов, с которым я перекинулся парой слов после концерта, являются учителями в школе Харроу: все сопрано-партии выдавали, насколько можно судить, именно они, и понятно, что для "хора мальчиков" такая вот замена не является нормальной).

Впрочем, если не брать во внимание наличие "постороннего элемента" в виде двух дам, исполнение, на мой взгляд, было на высоте. Хор с легкостью справлялся с фортиссимо и с пианиссимо практически во всех регистрах без каких-либо посторонних диссонансов; особенно впечатляющими были фрагменты пианиссимо, когда отдельные голоса хора звучали почти что как орган. Из сольных партий Тео Платт был явно сильнее Дэниела Льюиса, но, понятно, ждать от солистов хора голосов уровня Паваротти не стоит.
Поклоны перед "Санктусом" на "бис" - в центре Филип Эванс.

Мелочи
О тексте программки.
Организаторы турне составили программку самым простым способом: просто взяли информацию с сайта и перевели ее. К переводу у меня особых претензий нет (мелкие стилистические шероховатости, вроде "элитного" вокального ансамбля), однако к подбору материалов есть: россияне вряд ли знают, кто такая Тамара Беквит (гламурная блондинка, героиня репортажей глянцевых журналов для теток Hello! и OK! - российский эквивалент подберете сами) - так что текст можно было бы подсократить несколько...
Еще одна претензия к программке: если уж взялись переводить названия треков на русский, то переводите все, а не часть (латинские названия переведены не были вообще, не были переведены и части оратории Elijah Мендельссона), но при этом обязательно оставляйте оригинальные названия!

Об организации, зрителях и пр. (ворчание)
Первые десять рядов центрального нефа распространялись через всякого рода билетные агентства (вроде "партер.ру" и пр.), касса собора продавала билеты только от десятого ряда, так что за места на первый ряд пришлось платить доп. 55 рублей с билета. Увы, комфорта это не обеспечило: во-первых, первый ряд в итоге оказался вторым, а первый ряд выделили для "гостей". Ладно бы для гостей (вроде родителей хористов - против этого у меня нет возражений), но на этом первом ряду в итоге каким-то образом оказалась молодая дама с маленькой девочкой, и вот этой самой девочке весь концерт было НУ УЖАСНО СКУЧНО: она вертела в руках какие-то свои игрушки, вертелась, вставала с места, раскачивалась в разные стороны и пр. Мама пыталась, как могла, ее утихомирить, но что же сделаешь с ребенком, которому скучно слушать Уолтона! (мне, кстати, самому было скучно: Уолтон из тех, кто писал чрезвычайно "сурьезную" музыку - т.е. такую, которая практически лишена мелодии). Но верхом неудобства оказался некий мужичок лет семидесяти в очень скрипучем кожаном пальто-слэш-шинели а-ля-Штирлиц: мужичок этот, держа в руках складной стул (такие раздают в соборе тем, кому не хватило места), буквально за минуту до начала концерта, стал пробираться прямо по нашему ряду из-за колонны к центру (как он со своей комплекцией пролез между колонной и сидениями, я вообще не представляю). Пробираться-то он стал, но не закончил: увидев между мною и моим соседом слева щель сантиметров в 30, он осведомился "Здесь свободно?", но ответа ждать не стал и тут же втиснул свой зад в эти самые 30 сантиметров, в результате чего моя коллега оказалась буквально прижатой к боковому барьеру сидений; свой складной стул он разместил у себя в ногах и так и просидел весь концерт (о если бы он просто сидел: он кряхтел, вздыхал и периодически пытался устроиться поудобнее, жутко скрипя при этом своей нацистской шинелью. Хлопать в ответ на англиканские и католические песнопения он даже не пытался, только сидел с жутко недовольным лицом (его реакцию на Рахманинова и Чайковского я не заметил).

Вот, собственно, и все.
Остальное здесь:
http://www.youtube.com/user/PartiallyGeorge

Комментариев нет:

Отправить комментарий