Краткий отчет о поездке по соборам Восточной Англии (East Anglia), 17-23 октября 2009 г.
Основная часть отчета была написана именно в указанный период, т.е. до финала YCOTY.
"Они" - это, понятно, небезызвестная группа, прописанная в St Philip's Church, Norbury. "Там" - это на Филиппинах (Энди Винтер, правда, предложил кое-кому поехать на Филиппины вслед за "Л" (чтобы поучаствовать в meet & greet, которой Высочайшим Решением британских поклонников группы лишили), но этот господин сильно переоценивает степень нашей любви к "Л".) "Здесь" - это Великобритания.
Участники поездки: впс, а также мои приятели Крис и Шон. Вообще-то в поездке должны были участвовать еще двое, но они отпали: один по состоянию здоровья, другой - вообще неизвестно почему, но это к делу не относится. Главное - не отпал Крис, который и был организатором этой поездки, и, так сказать, средством передвижения: если бы не его BMW, никуда бы мы не попали... Еще раз спасибо тебе, Крис!
1) День 1: вечерняя служба в часовне St John's College, Кембридж.
(мантии хористов красного цвета).
К сожалению, о хоре могу сказать мало: это был день после бессонной ночи, за счет чего впечатление от хора сильно смазалось. Впрочем, претензий к нему нет никаких: отличная работа, сильные голоса. Служба была на музыку Томаса Уилкса и Генри Перселла.
Один из нашей группы, ирландский техасец Шон, оказывается, кое-кого из хористов помнил по их гастролям в США. Впрочем, они его тоже помнили (а как не запомнить огромного мужика в ковбойской шляпе?)
2) День 2: утренняя служба, евхаристия и вечерняя служба в соборе Питерборо
(мантии хористов красного цвета, хористок - бирюзового)
Утренняя служба проводилась в хорах (Magnificat и Nunc Dimittis - Stanford B Flat), хористы были на своем обычном месте, а вот евхаристия шла в центральном нефе, хористы были там же.
Во время обеих служб нам, можно сказать, посчастливилось услышать соло одного из финалистов на звание Хориста Года (по версии BBC): Тоби Хессиона. Могу сказать откровенно: у Лоренса Килсби есть очень сильный соперник.
Уже после службы удалось поговорить с Тоби и с его матерью: оба явно волнуются, так что пришлось утешить: все будет отлично. Его мать тут же предложила билеты на финал YCOTY. Мы поблагодарили и сказали, что билеты уже есть и что обязательно будем болеть за Тоби (о том, что мне придется болеть за двоих, я, разумеется, людям не сообщил).
3) День 4: evensong в King's College.
(мантии хористов черного цвета)
Я как-то высказывался в какой-то аудитории в смысле того, что слава хора King's College преувеличена. С большой радостью сообщаю, что беру свои слова обратно. Стивена Клиобери можно упрекнуть за его увлечение современной музыкой, которое вполне может показаться чрезмерным, но если есть на свете абсолютный хор (т.е. такой коллектив певцов, где каждый элемент находится строго на своем месте, где каждый член слышит друг друга, не забивает своим голосом своих товарищей в тех местах, где это не нужно) - то это именно хор King's College.
Хор постоянно гастролирует, где-то записывается, у него довольно сложный график каникул и пр. - так что застать его в своей родной обстановке мне до этого так и не удавалось. Но то, что я услышал в этот раз, превзошло все мои ожидания.
Во-первых, сама часовня, где проходит это действо: относительно небольшой - по сравнению с иными соборами - зал (витражи, умопомрачительный по красоте потолок). Во-вторых, вся служба идет при свечах; в-третьих, для чтения используется старый перевод Библии на английский язык - с формами на '-eth' для 3 л. ед. ч.; и такие же формы используются для объявления чтений ('Here endeth the first reading'). Чтецами выступают либо сами хористы, либо студенты колледжа, причем выступают так, что чтения вполне можно назвать настоящим театральным представлением.
В качестве anthem'a исполнялась Awake the Harp (Stimmt an die Saiten) из "Сотворения мира" Гайдна. По иронии судьбы "Сотворение мира" Гайдна я уже слышал в исполнении хора King's College - в прошлом году, в Royal Albert Hall'e, однако тогда хор был, так сказать, "на подпевках", да и акустика RAH, прямо скажем, не блещет, а потому я не остался под большим впечатлением. Сейчас же... Даже несмотря на отсутствие суперсолистов (по кр. мере, среди trebles) еще никогда я не видел столь слаженного исполнения всех членов хора: каждый выкладывался на полную, однако не было ни малейшего признака "перепевания" одного хориста другим (такое бывает). Хочется отметить блестящие голоса среди старшей группы, особенно один баритон (о нем можно сказать отдельное "wow!").
4) День пятый - Норидж
Кафедральный собор Нориджа гостеприимством очень напоминает Чичестерский собор: платы за вход нет (сейчас все больше и больше соборов взимает плату с туристов: и Кентербери, и Солсбери, не говоря уж о соборе Св.Павла, дерущего с туристов по 10 фунтов и запрещающего какие-либо съемки внутри); периодически туристам предлагают вспомнить, где они находятся, и произнести "Отче наш" (это же делают и в Чичестере).
Хористы Нориджского собора носят мантии фиолетового цвета. Служба была без сопровождения органа, "Magnificat" и "Nunc Dimittis" исполнялись на мелодию Уолтона. Хор сильный, но, конечно, до King's College'а они не дотягивают (и ярких солистов уровня Toby Hession'a у них нет).
Во время Nunc Dimittis'a стал свидетелем забавного эпизода. Один из "омедаленных" хористов ("медали" носят Главный хорист и Второй хорист) прекратил петь и локтем пнул стоявшего рядом с ним "послушника" (probationer, "младший хорист"; все новые члены хора любого англиканского собора имеют именно этот ранг и не имеют права носить белую накидку), явно прошипев ему: 'pay attention!' ("не отвлекайся!") Тяжела жизнь у хориста...
5) День шестой - York Minster(1).
Вообще-то мы хотели отправиться в Или, но за завтраком почему-то зашел разговор о Йорке, и как-то сама собой возникла идея: айда в Йорк! Шон там не был, я там не был, Крис там был, но съездить был непрочь - ну и поехали.
Выяснилось: не прогадали ни в чем. Во-первых, Йоркский собор - крупнейший готический собор в Северной Европе (собор Линкольна на втором месте). Во-вторых, после прихода Роберта Шарпа на пост музыкального директора слава хора, и без того считавшегося одним из лучших в Великобритании, стремительно пошла вверх (как сказала одна из смотрительниц собора, Шарп не сдерживает хористов, дает полностью раскрыться таланту каждого). А в-третьих... Йорк - сам по себе очаровательный город.
В Йоркском соборе есть два хора, хор мальчиков и хор девочек; хористы носят красные мантии (по информации Криса, красные мантии носят хористы тех хоров, которые были основаны решением монарха). Вечерняя служба в соборе начинается не так, как в других местах: петь хористы начинают еще до того, как войти в хоры, и последнее песнопение исполняют, уже покинув свои места в хорах.
Невероятно сильный хор... Наверное, они будут слабее, чем King's College, но зато здесь есть как минимум два очень заметных солиста (смотрительница посетовала, что у одного из них голос вот-вот сломается). Впрочем, эта служба в Йоркском соборе оказалась полезной и для общего кругозора: этих Magnificat и Nunc Dimittis, композитора Хью Блэра, я не слышал до этого никогда и могу сказать, что это, возможно, лучшие Magnificat и Nunc Dimittis из всех, что я когда-либо слышал.
(1) Minster - так называются соборы или церкви, которые были первыми основаны на определенной территории и которые служили своеобразным плацдармом для распространения на этой территории христианства. Не все соборы являются 'Minster'ами" и не все Minster'ы являются соборами. Из соборов Minster'ами являются Линкольнский, Йоркский, Рипонский и Саутуэллский. 'Minster'ом является и Вестминстерское аббатство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий