29.05.2011

Фестиваль мужских хоров в Труро - очень позднее послесловие (и немного видео)

Как обычно, обещанные итоги подводятся с большим опозданием: увы, работа и пр...
Возвращаясь домой (уже в самолете), все думал, стоит ли ехать еще раз... Честно - до сих пор не знаю. С одной стороны, Корнуолл совершенно обалденный по красоте, и вернуться сюда еще раз сам Бог велел. С другой, два концерта в день - это сильно чересчур, даже если речь идет о замечательных исполнителях, но таковых среди участников фестиваля было не слишком много. В общем, окончательное решение не принято - к счастью, фестиваль проводится не ежегодно.
Ну, поехали...
1. Основной сюрприз - состав участников. Ну да, я довольно хорошо себе представлял способности английских профессиональных хоров, но, честно, никак не думал, что большинство хоров-участников окажутся любительскими, да еще и состоящими исключительно из дедушек, которым  физически тяжело не только выступать, но и вообще ходить. То, что победу одержал финский хор - вовсе не сюрприз: состоял он на две трети из молодых людей.
2.  Собственно конкурс не произвел на меня большого впечатления: победа финского хора была вполне предсказуемой, "Любомир", единственный российский участник конкурса, выступил технически почти идеально, но на сцене вел себя ну совершенно непрезентабельно: руководитель хора, в черных брюках, черной рубашке, 'crewcut' прическе никак не напоминал музыканта (скорее, наоборот), участники хора были хмурыми, а аккомпаниаторша вообще была настолько не в духе, что складывалось впечатление, что ее перед концертом то ли ограбили, то ли еще что-то с ней сделали, и она от этого никак не может отойти. Немудрено, что выиграл финский хор - технически столь же сильный, но гораздо более приятный.
3. Выступление концертного хора из Дубны оказалось приятным сюрпризом: он оказался действительно очень сильным хором - во всяком случае, ничуть не хуже Boni pueri. Но подготовился хор к поездке явно хуже: вместо CD хор привез два DVD - явно предназначенные для внутреннего рынка: русскоязычные меню, русскоязычные титры и пр. Не знаю, выпускал ли хор вообще свои CD или нет, но DVD - очень плохая замена CD. Далее, на месте г-жи Мироновой я бы сильно сократил интенсивность их выступлений: на своем финальном концерте звучание хора было явно хуже, чем на первых концертах: явная усталость.
4. Было бы неплохо, чтобы участники точно сообщали ту программу, которую они намереваются исполнять, причем не только в переводе, но и в оригинале: в конце концов, если есть оригинальное название, Google Translate всегда поможет приблизительно понять название, но вывести оригинальное название вещи из перевода практически невозможно (эта претензия в адрес хора Эстонской оперы и Дубны).
5. Ну и, наконец, немного видео. Разумеется, во время концертов я не снимал - или не снимал так, чтобы это можно было показать. То, что я могу показать, было снято во время неформального выступления хоров в Eden Project'е (это такой комплекс недалеко от Сент-Остелла в Корнуолле: инопланетно выглядящие "модули", внутри которых искусственно поддерживается атмосфера определенных климатических зон Земли; выступления проходили в "Средиземноморском" модуле).
www.youtube.com/partiallygeorge

Выступление хора мальчиков Эстонской национальной оперы там полностью, выступление дубнинцев пока нет.

03.05.2011

Фестиваль мужских хоров в Труро - день шестой (ВСЕ!!!)

Итак, фестиваль завершен!
Сегодня состоялся заключительный гала-концерт, на котором были произнесены последние приветственные слова (в частности, в адрес главного организатора и вдохновителя фестиваля, Питера Дэвиса, который сейчас тяжело болен и который смог лишь один раз присутствовать на фестивальном мероприятии), еще раз названы победители конкурса, упомянуты иностранные участники...
Хотя, помимо гала-концерта, сегодня были и другие, я их проигнорировал: зря, наверное, потому что был шанс снять выступление Boni pueri: они на этом фестивале были одними из почетных гостей и по-настоящему блистали. На сегодняшнем же гала-концерте из гостей выступали хор мальчиков Варшавы и американский хор "Sons of Lafayette". "Сыны Лафайетта" были в отличной форме, их сегодняшнее выступление стало одним из ярких моментов концерта (кстати, до концерта весь хор в полном составе сидел в пабе "Try Dowr", фотографируясь, пытаясь кадрить официанток - в общем, наслаждался жизнью), а вот варшавяне, похоже, очень устали: лица у хористов были откровенно измученными, голос солиста (его не назвали) в "I Litania Ostrobramska" тоже отдавал сильной усталостью. Один лишь Кшиштоф Кушьель-Мороз излучал энергию, пытался раззадорить своих подопечных...
Еще одним ярким моментом концерта стало выступление молодежного духового оркестра Корнуолла. Не сравнишь, конечно, с лучшими подобными оркестрами, но дети (там были дети: самому младшему было, кажется, лет 10) старались, особенно не сбивались с ритма, не фальшивили особенно, а композиция "Утро в Корнуолле" вполне могла бы сравниться с теми вещами, что выдавал такой популярный в свое время оркестр Поля Мориа: простая мелодия, но очень чувственная, да и играемая солисткой с чувством!
Концерт завершился исполнением гимна Корнуолла 'Trelawney'. Пели все, особенно старался некий дед за моей спиной, заглушая своим голосом мои слабые попытки подстроиться под мелодию; а когда гимн закончился, он выкрикнул какую-то длинную тираду на корнуолльском языке.

Ах да, были еще одни... Непальская группа, которая исчезла после приземления в Heathrow, наконец-таки нашлась: она, в составе пяти-шести мужчин и двух женщин (и это на фестивале мужских хоров!) прибыла на финальный концерт и спела три - кажется - композиции стиля "бетельный фолк" (термин мой: играть такое, кажется, можно лишь хорошо нажевавшись бетеля). Им хлопали, а я не знал, смеяться, возмущаться лицемерием зрителей или еще чего делать. Мелодия там, конечно, угадывалась, но, во-первых, они пели ее преотвратно (по кр. мере, по сравнению со всякими там индийскими песнопениями) - фальшивили (особенно две женщины), периодически начинали невпопад - и тянулось это настолько долго, что хотелось вставить в уши iPod и послушать что-нибудь другое.  Дама средних лет, сидевшая рядом со мной, поинтересовалась у меня, понравилось ли мне. Я ответил, что меня восхищает храбрость гурок (представляя эту непальскую группу, ведущий упомянул гурок, имеющих репутацию надежных защитников Империи). Вроде, потом кто-то с ними поговорил в фойе; они, вроде, сожалели, что мало кто понимает их музыку. Я же не жалею, что они так и не участвовали в "Семинаре" в пятницу: тоска была бы смертная.
Кстати, насколько можно судить, хор мальчиков Дубны был на языке очень большого количества присутствующих: периодически ловил обрывки разговоров в духе "Да, да, этот хор мальчиков из России, такой замечательный!" И в этот раз организаторы фестиваля, довольно часто забывавшие упомянуть Россию в качестве участника, теперь назвали ее первой. Дубнинцы - это все благодаря вам!

В общем, все. Через пару-тройку дней будет еще один опус, в духе подведения итогов: моего личного, разумеется.

02.05.2011

Фестиваль мужских хоров в Труро - день пятый (Eden Project, Фалмут)

Сил моих больше нет - ходить на концерты, слушать мужские хоры (хотя бы потому, что таких ой как мало среди участников фестиваля), а потом писать отчеты...
Так что этот репортаж будет довольно кратким. Возможно, со временем к нему что-то добавится, но только не сейчас.
Сегодня со мной случился очередной шок. То, что хор мальчиков Эстонской национальной оперы отличный, я уже успел убедиться, но то, что в этом хоре есть ТАКИЕ солисты, я не думал никогда. Имя - Хельдур Харри Пыльда (Heldur Harri Põlda). Спел он хорошо знакомую всем "Аве Марию" Каччини. Но так, как исполнил эту вещь он, не исполнял на моей памяти вообще никто.
В youtube-e он, кстати, есть, однако рискну утверждать, что сегодняшнее его выступление было лучше, чем, то, что есть там, а поскольку все это было на неформальном концерте в Eden Project'е, я, похоже, смогу поделиться тем, что записал, с другими...
(Вообще, всем нашим хорам, да и многим английским (вроде "Либеры"!) стоило бы поучиться тому, как этот хор и его руководитель Хирво Сурва общается с аудиторией: улыбки, юмор, всякого рода неожиданности - например, Х.Сурва дает знак своим подопечным тянуть ноту, а сам уходит - якобы ему нужно перекинуться парой слов с организатором; и хор тянет, и хор тянет - все больше и больше улыбаясь!)
(Одну маленькую ошибку Х.Сурва, впрочем, допустил: взял с собой слишком мало дисков! Когда я к нему подошел с вопросом, а нет ли у него..., тот ответил, что все распродано! Ну, не продавали они ничего после первого концерта, не продавали!)
Хор мальчиков Дубны выступал непосредственно перед эстонцами. В цивильном, один из старшей группы был вообще в шортах, но спеть по-настоящему им это не помешало. Исполнен был их классический репертуар, который они за эту неделю демонстрировали много раз, из нового была лишь песня о Дубне. Ну...) Я, было, подумал, что дубнинцы после своего выступления разбрелись по Проекту, однако выяснилось, что они эстонцев слушали: О.Миронова в ответ на мой вопрос, как ей эстонцы, сказала: это просто невероятно, особенно этот солист - но это и понятно: они-то профессионалы! Поют по пять часов в день! Эх, нам бы так...
В Eden Project'e, помимо хора Эстонской национальной оперы и хора Дубны, были казаки из Нидерландов - но на них у меня ни времени, ни сил уже не хватило, а потому сразу после быстрой пробежки по нескольким модулям Проекта (жутко напоминающим конструкции, показанные в фильме The X-Files: Fight The Future: там, где на Малдера и Скалли напал рой пчел) слинял - в Фалмут, на очередной "региональный концерт".


В региональном концерте участвовали:
- Хор мальчиков Дубны
- Budleigh Sulterton Male Voice Choir (участвовали в конкурсе, олд-таймеры)
- Treverva Male Voice Choir (тоже олд-таймеры)
- The Men of Good Fortune
- Любомир

Дедушки из Budleigh Sulterton'a были в своем духе (а потому их проигнорирую), Treverva пели под аккомпанемент электрооргана, а не обычного фортепиано; спели они Va Pensiero из "Набукко" Верди (но по-английски; с текстом, который начинался на Speed Your Journey); Where 'ere you walk (из Semele Генделя) - жутко смешно: громовые мужские басы на текст, который может петь либо boy soprano, либо очень тонкий, чувственный тенор; а в Do You Hear People Sing хор вообще обмишурился, забыв текст!
Переходим к настоящим участникам концерта:
- Хор мальчиков Дубны выступал первым, несмотря на то, что в программке числился вторым (похоже, организаторы сжалились над ним, позволив отправиться в кемпинг побыстрее: на следующий день рано утром им уезжать домой). Пели "Богородице дево", "Выхожу один я на дорогу" (солист С.Балашов - наконец-то его объявили по-настоящему), Pueri concinite (солисты Семен Кудряшов, Сергей Никелов(?) - их тоже объявили), 'And Then Shall Your Light Break Forth (Elijah, Mendelssohn), Bye Bye Blues и "Калинку".
Хор сорвал овацию со вставанием, причем дважды, удостоился восторженных слов от ведущего Дэвида Питерса - однако было видно, что ребята страшно устали за эту неделю, хотя и держались молодцом: периодически заставал на их лицах выражение откровенной тоски, солисты, особенно в Pueri concinite, уже тоже не столь блистали...

- The Men of Good Fortune - для меня это стало настоящим открытием. Это, правда, не уровень King's Singers, но весьма к нему приближается: тот же абсолютный артистизм, отличные голоса и тщательный подбор программы. Кстати, аккомпанировал им Пол Дрейтон, писавший и для King's Singers!

- "Любомир". Эх...
Хор из Рязани (выяснил у их руководителя Владимира Семенова: удалось перекинуться с ним парой слов) выдал невероятно сложную программу:
- Отче наш (Н.Кедров)
- Днес орел российский
- Разбойника благоразумного (П.Чесноков)
- Vayimalet Kayin (J.Braun) - на иврите
- Balulalow (Benjamin Britten, from 'Ceremony of Carols', солист Владимир Мягков)
- Dulaman (на ирландском, солист Владимир Мягков)
- In taberna (Carmina burana, C.Orff)
- и еще одно произведение на русском, не упомянутое в программе (совершенно забыл записать название).
Справился он с ней - технически - почти идеально: единство голосов, гармония - все прекрасно. Но, увы, опять на лице аккомпаниаторши (Татьяны Соколовской) и самого В.Семенова порой было написано страшное раздражение: на зрителей, на весь белый свет... И это раздражение, увы, явно передавалось некоторым из певцов, у которых на лицах, даже во время аплодисментов, было написано: а пошли вы все... Может, в России так можно, но в Великобритании, если исполнитель смотрит на тебя волком, зрители никогда тебя не оценят - будь ты трижды талантлив. В общем, "Любомиру" нужно серьезно поработать над своим образом (а заодно и самому В.Семенову над своим "прикидом": стрижка под бандита, черная рубашка...)
В общем, все... Сегодня последний гала-концерт.

01.05.2011

Фестиваль мужских хоров в Труро - день четвертый - соревнования и концерт

Собственно конкурс состоялся сегодня: с 9 утра до 6 вечера; участников было в общей сложности 20, и из этих двадцати лишь один представляет собой хор мальчиков: остальные - просто мужские хоры (ни хор мальчиков Дубны, ни Boni pueri, ни хор мальчиков Эстонской оперы, ни хор мальчиков Варшавы в конкурсе не участвовали: они были гостями фестиваля).
Участники конкурса были разбиты на две группы: до 40 человек включительно и более 40 человек. В результате практически профессиональным коллективам приходилось соревноваться с любителями, а поскольку любительское пение в хоре - удел пенсионеров (а на пенсию в Великобритании выходят поздно), возраст участников был весьма и весьма большим.
На конкурс я пришел лишь к 11 часам, в результате первым участником, кого я услышал, был российский "Любомир" (спели они "Разбойника благоразумного" Чеснокова, Freiheitslied Шумана, Quatre petites prières de Saint-François d'Assise Пуленка, "Серенаду четырех кавалеров" Бородина, 'Dulaman' Майкла Макглинна и "Настасью" (рус.нар.) - аж шесть произведений (при том, что остальные пели по три-четыре). Хорошо спели, кстати, особенно "Настасью": у певцов даже улыбки прорезались. Однако когда они уходили со сцены, на лице как их руководителя, так и аккомпаниаторши было написано такое раздражение, даже злость, что мне стало не по себе.
Итог их выступления - второе место в своей подгруппе (до 40). Похоже, что на второе место они все страшно обиделись: всю группу я потом застал у выхода в фойе, и какая-то дама их утешала.
Первое место (как в их группе, так и звание чемпионов фестиваля) получил Академический мужской хор Хельсинки - состоящий целиком из молодых людей, и выступление их хоть и не доходило до уровня King's Singers, но было где-то близко: феноменальная слаженность, сильнейшие голоса - таким и проиграть не стыдно (я о поведении "Любомира").
Единственный хор мальчиков, участвовавший в конкурсе - это Warwickshire County Choristers. По уровню - довольно неплохой школьный хор, даже чем-то превосходящий школьные хоры, но, конечно, никак не тянущий на уровень первоклассных хоров (которые в подобных конкурсах просто не участвуют). Спели хористы из Уорикшира ту же программу, что была у них за день до этого на концерте в соборе Труро, прибавив к ней 'A Sea Change'. Их фирменный стиль - жестикуляция, игра всем, чем можно (этим они мне чем-то напомнили тех детей, что снимались в  "Окне в Париж" и которые, кажется, занимались в театре-студии "Форте": такие же блестящие глаза, едящие своего руководителя, быстрые жесты, невероятная непосредственность и пр.). В итоге они не получили ничего, а вот их руководитель, Гэри Джоунз, получил специальный приз (100 фунтов).
Третье место в конкурсе "до 40" получил хор Synergy, который выступал до 11 часов и о котором, поэтому, я ничего не могу сказать.
В конкурсе "свыше 40" первое место досталось хору с валлийским названием, но из Бирмингема, Canoldir Male Choir: спели они "Аллелуйю" из кантаты 142 Баха, следом за ней 'What Shall We Do With The Drunken Sailor", потом A Nightingale Sang in Berkeley Square и, наконец, псалом 121. Сильный хор, но профессиональным я бы его не назвал. Когда объявили результаты, участники хора пришли в невероятный восторг, один мужик был на грани истерики.
Второе место досталось местному хору Four Lanes Male Choir, а третье - мужскому хору из Питерборо. Что, питерборовцы расстроились? Да ничуть не бывало: немедленно после объявления результатов конкурса в отличном настроении отправились в паб!
Был еще один участник конкурса, который произвел на меня неизгладимое впечатления: хор Донских казаков из Нидерландов. Именно так: голландских казаков. Казаки были в красных казачьих мундирах (бурках?), сапогах, белых меховых шапках, пели по-русски - но с сильным акцентом ("Не лод трессит, не комар писсит"), да и лица у казаков были явно германские. Лишь их руководитель, Серж Латышев (именно так), вроде, был русским.
Никакого приза, даже утешительного, хор не получил - однако в состоявшемся следом за конкурсом концерте именно их, похоже, провожали самыми бурными аплодисментами. Даже меня эти ребята проняли - сочетанием голосов, а также солистами (бас на уровне суб-контроктавы: как заметил ведущий концерта Дэвид Питерс, если бы приз давали за самый низкий голос, этот солист точно бы его получил).

В общем, перешли к концерту (быстро):
- Co Sligo Golf Club Male Choir
. New York, New York
. You'll Never Walk Alone
. Что-то неизвестное (программу изменили, а я прослушал название замены)
. Ole Man River
. Blue Danube (Иоганна Штраусса).
Типичный хор олд-таймеров: тенора кошмарные, баритоны еще ничего, но "Голубой Дунай" был спет вкривь и вкось. Хор вообще опозорился тем, что у одного их хористов прямо во время пения зазвенел мобильник!
- Boni pueri
. Když mne stará matka (Дворжак)
. Ty bysterský zvony (нар.)
. Už ho vedou Martina
. Tancuj, tancuj, vykrúcaj (нар.)
. Nella fantasia (Ennio Morricone)
. Ode to joy (Beethoven)
Их выступление стало настоящим украшением концерта - несмотря на то, что все это, кроме Ode to joy, я в их исполнении уже слышал. В Tancuj, tancuj, впрочем, они добавили элемент, которого не было на концерте в Методистской церкви: подскоки старшей группы, причем некоторые подскакивали как бы невпопад, чем вызывали бурный смех в зале.

- Академический мужской хор Хельсинки
. Humoreski (Sibelius)
. Unetar (Madetoja)
. Kesäkuva (Kuula)
. Cornish Rhapsody
. Long Day Closes
Блестящее выступление! Настоящие чемпионы!

- The Men of Good Fortune.
Самые профессиональные участники концерта: все члены группы - солисты местной оперы. Исполнили они всего две вещи, The Brightening Air и Oh Puss Number One, но первая была написана специально для данного выступления, а вторая была исполнена в виде мировой премьеры. Одним из участников группы оказался ведущий Дэвид Питерс.

- Don Kozakkenkoor Nederland (Хор Донских казаков, Нидерланды).
. Тебе поем (Бортнянский)
. С нами Бог (Чесноков)
. Хвалите имя Господне (Чесноков)
. 12 разбойников (нар.)
. Студенческая
. Вдоль по Питерской
Ну, о них я уже сказал...

- Four Lanes Male Choir
. Dust (мировая премьера, муз. Patrick J.Lee, на стихотворение Руперта Брука)
. Ring Ring the Banjo (С.Фостер)
. Sanctus (Шуберт)
. Christus Salvator (Eric Jones).
Sanctus и Ring The Banjo у этого хора (в значительной степени стариковского) получился отменно - даже странно. А вот Dust и Christus Salvador, увы, не вышли: голоса были какими-то "рассыпанными"...