Собственно конкурс состоялся сегодня: с 9 утра до 6 вечера; участников было в общей сложности 20, и из этих двадцати лишь один представляет собой хор мальчиков: остальные - просто мужские хоры (ни хор мальчиков Дубны, ни Boni pueri, ни хор мальчиков Эстонской оперы, ни хор мальчиков Варшавы в конкурсе не участвовали: они были гостями фестиваля).
Участники конкурса были разбиты на две группы: до 40 человек включительно и более 40 человек. В результате практически профессиональным коллективам приходилось соревноваться с любителями, а поскольку любительское пение в хоре - удел пенсионеров (а на пенсию в Великобритании выходят поздно), возраст участников был весьма и весьма большим.
На конкурс я пришел лишь к 11 часам, в результате первым участником, кого я услышал, был российский "Любомир" (спели они "Разбойника благоразумного" Чеснокова, Freiheitslied Шумана, Quatre petites prières de Saint-François d'Assise Пуленка, "Серенаду четырех кавалеров" Бородина, 'Dulaman' Майкла Макглинна и "Настасью" (рус.нар.) - аж шесть произведений (при том, что остальные пели по три-четыре). Хорошо спели, кстати, особенно "Настасью": у певцов даже улыбки прорезались. Однако когда они уходили со сцены, на лице как их руководителя, так и аккомпаниаторши было написано такое раздражение, даже злость, что мне стало не по себе.
Итог их выступления - второе место в своей подгруппе (до 40). Похоже, что на второе место они все страшно обиделись: всю группу я потом застал у выхода в фойе, и какая-то дама их утешала.
Первое место (как в их группе, так и звание чемпионов фестиваля) получил Академический мужской хор Хельсинки - состоящий целиком из молодых людей, и выступление их хоть и не доходило до уровня King's Singers, но было где-то близко: феноменальная слаженность, сильнейшие голоса - таким и проиграть не стыдно (я о поведении "Любомира").
Единственный хор мальчиков, участвовавший в конкурсе - это Warwickshire County Choristers. По уровню - довольно неплохой школьный хор, даже чем-то превосходящий школьные хоры, но, конечно, никак не тянущий на уровень первоклассных хоров (которые в подобных конкурсах просто не участвуют). Спели хористы из Уорикшира ту же программу, что была у них за день до этого на концерте в соборе Труро, прибавив к ней 'A Sea Change'. Их фирменный стиль - жестикуляция, игра всем, чем можно (этим они мне чем-то напомнили тех детей, что снимались в "Окне в Париж" и которые, кажется, занимались в театре-студии "Форте": такие же блестящие глаза, едящие своего руководителя, быстрые жесты, невероятная непосредственность и пр.). В итоге они не получили ничего, а вот их руководитель, Гэри Джоунз, получил специальный приз (100 фунтов).
Третье место в конкурсе "до 40" получил хор Synergy, который выступал до 11 часов и о котором, поэтому, я ничего не могу сказать.
В конкурсе "свыше 40" первое место досталось хору с валлийским названием, но из Бирмингема, Canoldir Male Choir: спели они "Аллелуйю" из кантаты 142 Баха, следом за ней 'What Shall We Do With The Drunken Sailor", потом A Nightingale Sang in Berkeley Square и, наконец, псалом 121. Сильный хор, но профессиональным я бы его не назвал. Когда объявили результаты, участники хора пришли в невероятный восторг, один мужик был на грани истерики.
Второе место досталось местному хору Four Lanes Male Choir, а третье - мужскому хору из Питерборо. Что, питерборовцы расстроились? Да ничуть не бывало: немедленно после объявления результатов конкурса в отличном настроении отправились в паб!
Был еще один участник конкурса, который произвел на меня неизгладимое впечатления: хор Донских казаков из Нидерландов. Именно так: голландских казаков. Казаки были в красных казачьих мундирах (бурках?), сапогах, белых меховых шапках, пели по-русски - но с сильным акцентом ("Не лод трессит, не комар писсит"), да и лица у казаков были явно германские. Лишь их руководитель, Серж Латышев (именно так), вроде, был русским.
Никакого приза, даже утешительного, хор не получил - однако в состоявшемся следом за конкурсом концерте именно их, похоже, провожали самыми бурными аплодисментами. Даже меня эти ребята проняли - сочетанием голосов, а также солистами (бас на уровне суб-контроктавы: как заметил ведущий концерта Дэвид Питерс, если бы приз давали за самый низкий голос, этот солист точно бы его получил).
В общем, перешли к концерту (быстро):
- Co Sligo Golf Club Male Choir
. New York, New York
. You'll Never Walk Alone
. Что-то неизвестное (программу изменили, а я прослушал название замены)
. Ole Man River
. Blue Danube (Иоганна Штраусса).
Типичный хор олд-таймеров: тенора кошмарные, баритоны еще ничего, но "Голубой Дунай" был спет вкривь и вкось. Хор вообще опозорился тем, что у одного их хористов прямо во время пения зазвенел мобильник!
- Boni pueri
. Když mne stará matka (Дворжак)
. Ty bysterský zvony (нар.)
. Už ho vedou Martina
. Tancuj, tancuj, vykrúcaj (нар.)
. Nella fantasia (Ennio Morricone)
. Ode to joy (Beethoven)
Их выступление стало настоящим украшением концерта - несмотря на то, что все это, кроме Ode to joy, я в их исполнении уже слышал. В Tancuj, tancuj, впрочем, они добавили элемент, которого не было на концерте в Методистской церкви: подскоки старшей группы, причем некоторые подскакивали как бы невпопад, чем вызывали бурный смех в зале.
- Академический мужской хор Хельсинки
. Humoreski (Sibelius)
. Unetar (Madetoja)
. Kesäkuva (Kuula)
. Cornish Rhapsody
. Long Day Closes
Блестящее выступление! Настоящие чемпионы!
- The Men of Good Fortune.
Самые профессиональные участники концерта: все члены группы - солисты местной оперы. Исполнили они всего две вещи, The Brightening Air и Oh Puss Number One, но первая была написана специально для данного выступления, а вторая была исполнена в виде мировой премьеры. Одним из участников группы оказался ведущий Дэвид Питерс.
- Don Kozakkenkoor Nederland (Хор Донских казаков, Нидерланды).
. Тебе поем (Бортнянский)
. С нами Бог (Чесноков)
. Хвалите имя Господне (Чесноков)
. 12 разбойников (нар.)
. Студенческая
. Вдоль по Питерской
Ну, о них я уже сказал...
- Four Lanes Male Choir
. Dust (мировая премьера, муз. Patrick J.Lee, на стихотворение Руперта Брука)
. Ring Ring the Banjo (С.Фостер)
. Sanctus (Шуберт)
. Christus Salvator (Eric Jones).
Sanctus и Ring The Banjo у этого хора (в значительной степени стариковского) получился отменно - даже странно. А вот Dust и Christus Salvador, увы, не вышли: голоса были какими-то "рассыпанными"...
Комментариев нет:
Отправить комментарий