02.05.2011

Фестиваль мужских хоров в Труро - день пятый (Eden Project, Фалмут)

Сил моих больше нет - ходить на концерты, слушать мужские хоры (хотя бы потому, что таких ой как мало среди участников фестиваля), а потом писать отчеты...
Так что этот репортаж будет довольно кратким. Возможно, со временем к нему что-то добавится, но только не сейчас.
Сегодня со мной случился очередной шок. То, что хор мальчиков Эстонской национальной оперы отличный, я уже успел убедиться, но то, что в этом хоре есть ТАКИЕ солисты, я не думал никогда. Имя - Хельдур Харри Пыльда (Heldur Harri Põlda). Спел он хорошо знакомую всем "Аве Марию" Каччини. Но так, как исполнил эту вещь он, не исполнял на моей памяти вообще никто.
В youtube-e он, кстати, есть, однако рискну утверждать, что сегодняшнее его выступление было лучше, чем, то, что есть там, а поскольку все это было на неформальном концерте в Eden Project'е, я, похоже, смогу поделиться тем, что записал, с другими...
(Вообще, всем нашим хорам, да и многим английским (вроде "Либеры"!) стоило бы поучиться тому, как этот хор и его руководитель Хирво Сурва общается с аудиторией: улыбки, юмор, всякого рода неожиданности - например, Х.Сурва дает знак своим подопечным тянуть ноту, а сам уходит - якобы ему нужно перекинуться парой слов с организатором; и хор тянет, и хор тянет - все больше и больше улыбаясь!)
(Одну маленькую ошибку Х.Сурва, впрочем, допустил: взял с собой слишком мало дисков! Когда я к нему подошел с вопросом, а нет ли у него..., тот ответил, что все распродано! Ну, не продавали они ничего после первого концерта, не продавали!)
Хор мальчиков Дубны выступал непосредственно перед эстонцами. В цивильном, один из старшей группы был вообще в шортах, но спеть по-настоящему им это не помешало. Исполнен был их классический репертуар, который они за эту неделю демонстрировали много раз, из нового была лишь песня о Дубне. Ну...) Я, было, подумал, что дубнинцы после своего выступления разбрелись по Проекту, однако выяснилось, что они эстонцев слушали: О.Миронова в ответ на мой вопрос, как ей эстонцы, сказала: это просто невероятно, особенно этот солист - но это и понятно: они-то профессионалы! Поют по пять часов в день! Эх, нам бы так...
В Eden Project'e, помимо хора Эстонской национальной оперы и хора Дубны, были казаки из Нидерландов - но на них у меня ни времени, ни сил уже не хватило, а потому сразу после быстрой пробежки по нескольким модулям Проекта (жутко напоминающим конструкции, показанные в фильме The X-Files: Fight The Future: там, где на Малдера и Скалли напал рой пчел) слинял - в Фалмут, на очередной "региональный концерт".


В региональном концерте участвовали:
- Хор мальчиков Дубны
- Budleigh Sulterton Male Voice Choir (участвовали в конкурсе, олд-таймеры)
- Treverva Male Voice Choir (тоже олд-таймеры)
- The Men of Good Fortune
- Любомир

Дедушки из Budleigh Sulterton'a были в своем духе (а потому их проигнорирую), Treverva пели под аккомпанемент электрооргана, а не обычного фортепиано; спели они Va Pensiero из "Набукко" Верди (но по-английски; с текстом, который начинался на Speed Your Journey); Where 'ere you walk (из Semele Генделя) - жутко смешно: громовые мужские басы на текст, который может петь либо boy soprano, либо очень тонкий, чувственный тенор; а в Do You Hear People Sing хор вообще обмишурился, забыв текст!
Переходим к настоящим участникам концерта:
- Хор мальчиков Дубны выступал первым, несмотря на то, что в программке числился вторым (похоже, организаторы сжалились над ним, позволив отправиться в кемпинг побыстрее: на следующий день рано утром им уезжать домой). Пели "Богородице дево", "Выхожу один я на дорогу" (солист С.Балашов - наконец-то его объявили по-настоящему), Pueri concinite (солисты Семен Кудряшов, Сергей Никелов(?) - их тоже объявили), 'And Then Shall Your Light Break Forth (Elijah, Mendelssohn), Bye Bye Blues и "Калинку".
Хор сорвал овацию со вставанием, причем дважды, удостоился восторженных слов от ведущего Дэвида Питерса - однако было видно, что ребята страшно устали за эту неделю, хотя и держались молодцом: периодически заставал на их лицах выражение откровенной тоски, солисты, особенно в Pueri concinite, уже тоже не столь блистали...

- The Men of Good Fortune - для меня это стало настоящим открытием. Это, правда, не уровень King's Singers, но весьма к нему приближается: тот же абсолютный артистизм, отличные голоса и тщательный подбор программы. Кстати, аккомпанировал им Пол Дрейтон, писавший и для King's Singers!

- "Любомир". Эх...
Хор из Рязани (выяснил у их руководителя Владимира Семенова: удалось перекинуться с ним парой слов) выдал невероятно сложную программу:
- Отче наш (Н.Кедров)
- Днес орел российский
- Разбойника благоразумного (П.Чесноков)
- Vayimalet Kayin (J.Braun) - на иврите
- Balulalow (Benjamin Britten, from 'Ceremony of Carols', солист Владимир Мягков)
- Dulaman (на ирландском, солист Владимир Мягков)
- In taberna (Carmina burana, C.Orff)
- и еще одно произведение на русском, не упомянутое в программе (совершенно забыл записать название).
Справился он с ней - технически - почти идеально: единство голосов, гармония - все прекрасно. Но, увы, опять на лице аккомпаниаторши (Татьяны Соколовской) и самого В.Семенова порой было написано страшное раздражение: на зрителей, на весь белый свет... И это раздражение, увы, явно передавалось некоторым из певцов, у которых на лицах, даже во время аплодисментов, было написано: а пошли вы все... Может, в России так можно, но в Великобритании, если исполнитель смотрит на тебя волком, зрители никогда тебя не оценят - будь ты трижды талантлив. В общем, "Любомиру" нужно серьезно поработать над своим образом (а заодно и самому В.Семенову над своим "прикидом": стрижка под бандита, черная рубашка...)
В общем, все... Сегодня последний гала-концерт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий