12.05.2009

Явление чуда в Челтнеме (концерт-showcase, Tewkesbury Abbey Schola Cantorum, 10/05/09)

Запомните это имя: Лоренс Килсби (Laurence Kilsby). Солист-чудо, сильнейший treble из аббатства Тьюксбери, сильнее Эндрю Суэйта, сильнее Джоэла Уайтвуда, на порядок сильнее, чем все те хористы, что принимали участие в конкурсе на лучшего хориста года в прошлом году… Почти что уровень Пола Финикса.


Я обратил на него внимание еще во время предрождественской службы в Аббатстве в прошлом году – единственный из всех, на ком не было белой накидки (что свидетельствовало о его статусе «probationer»-а, т.е. что-то вроде стажера), однако с голосом, который, как мне показалось, затмевал голоса всех остальных. Я упомянул его своим приятелям, с которыми мы были там, однако они, вроде, ничего такого не заметили, хотя и вспомнили его, когда я упомянул еще один его признак: на его лице читалось видимое удовольствие от того, что он делает (остальные же на протяжении всей службы оставались почти что с каменными лицами).

Как бы то ни было, с некоторых пор Тьюксбери является для меня таким же серьезным центром притяжения на территории Великобритании, как, к примеру, Кентерберийский собор – хотя бы потому, что Бенджамин Николас, руководитель хора Schola Cantorum, весьма тщательно отбирает репертуар, не слишком увлекаясь заумными опусами (в отличие, к примеру, от Стивена Клиобери, который руководит Kings College Choir Cambridge), а потому те CD, которые он выпустил последние годы, являются не только интересными, но и очень приятными для прослушивания.

У хора аббатства Тьюксбери в свое время существовала своя школа, Abbey School, но из-за проблем с финансированием ее закрыли, и теперь хористы Schola Cantorum (это хор так называется, это не школа) обучаются в Челтнеме в Dean Close Preparatory School, а в аббатство ездят лишь на вечерние службы в будние дни. Так что хор Schola Cantorum за последние несколько лет немного сместил свою ориентацию с чисто церковного хора в академическую сферу.

Челтнем архитектурой очень напоминает Bath, но при этом является городом, куда туристы почти не ездят: доехать сложно, особых достопримечательностей вроде нет (кроме того, что там находится штаб-квартира британской службы электронной разведки GCHQ, а также тем, что в городе родился Густав Холст), а потому для своей территории в городе весьма неразвитая система городского транспорта (по воскресеньям в городе остаются ЧЕТЫРЕ автобусных маршрута, курсирующих раз в полчаса - и это на 110.000 населения!) В городе есть некий минеральный источник, над которым в свое время был построен насос. С тех пор насос давно демонтировали, но здание насосной осталось, и теперь его используют в качестве концертного зала.

 

Конечно, это не лучшее место, чтобы слушать хор, но не отказываться же? Так что когда о концерте было объявлено, я довольно быстро принял решение, что поеду (о концерте «Либеры» в это же время тогда никто и не помышлял; я подозревал, что они дадут в мае концерт, так что оставалось лишь надеяться, чтобы их не назначили на один и тот же день.

Как мы все туда добирались – отдельная история: насосная находится на окраине города, добраться куда в воскресенье довольно проблематично, тем более не от вокзала, а от паба. Пришлось брать такси. К счастью, мы не опоздали и даже умудрились усесться во втором ряду.

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

  1. What songs are these (Richard Lloyd)
  2. Teach me, O Lord (William Byrd)
  3. Vater Unser (Arvo Pärt)
  4. Ave Maria (Simon Lindley)
  5. The Owl (Richard Rodney Bennett) –sung by Benoit André
  6. En prière (Gabriel Fauré) – sung by Aaron King
  7. Fear no more (Ralph Vaughan Williams)
  8. The Call (Ralph Vaughan Williams)
  9. A grateful heart (Mary Plumstead)
  10. Ave Maria (Giulio Caccini)

антракт

  1. O for the wings of a dove (Felix Mendelssohn)
  2. I waited for the Lord (Felix Mendelssohn) - solos Benoit André, Laurence Kilsby
  3. Lift thine eyes (Felix Mendelssohn)
  4. O waly, waly (Benjamin Britten)
  5. Linden Lea (arr. Ralph Vaughan Williams)
  6. I would give my love an apple (arr. Ralph Vaughan Williams)
  7. Love’s Philosophy (Roger Quilter) – sung by Laurence Kilsby

Four American folksongs (Aaron Copland)

  1. Long time ago
  2. At the river
  3. Simple gifts
  4. How can I keep from singing (trad. arr. John Scott)

Encore:

-          Hallelujah (Leonard Cohen)

Можно видеть, что первое отделение было довольно серьезным и сложным. Не обошлось без пения на немецком и французском (En prière – вещь очень известная даже по эту сторону Ла-Манша.). Улыбающегося Лоренса Килсби (имени которого я тогда не знал) я уже тогда заприметил – а потом он исполнил соло в – если я не ошибаюсь – Ave Maria (Линдли) – и вот тогда стало понятно, с кем мы имеем дело.

Лоренс спел еще одно соло в I waited for the Lord Мендельсона (сейчас у нас год Мендельсона, а потому, как нам всем объявил Бенджамин Николас, всем коллективам предписано включать в свои концерты произведения Мендельсона.). Вот оно!, подумал я (не посмотрев на своих спутников – коих было четыре человека). Покосился на программу, думаю: так, остался один «сольный номер», какого-то Лоренса Килсби – может, это он и есть? У него такой потрясающий голос – ну быть не может, чтобы ему не дали спеть соло; Аарон Кинг был хорош, профессионален, но все-таки не такой, чтобы от его голоса можно было раскрыть рот; а Бенуа Андре вообще был какой-то не такой… И вот заканчивается замечательная I would give my love an apple – весь хор садится, а в центр выходит – он! Улыбающийся бывший probationer! И вот тут-то чудо и случилось. Аплодисменты после этого трека были дольше всех и сопровождались криками «браво»; я покосился на своих спутников и понял, что они находятся в таком же состоянии, что и я.

How can I keep from singing – это та самая, что исполнялась «Либерой» за день до этого на бис. Кто лучше? Не берусь судить.

После номера на бис («Аллилуйя» Леонарда Коэна) началось обсуждение в зале – и, кажется, мне и моим спутникам (ну, британцам, по кр. мере) пришла в голову одна и та же мысль: если бы Лоренс участвовал в конкурсе хористов BBC, он бы легко победил всех (уж в прошлом году точно). Когда хористы уже собирались уезжать, я не выдержал: подошел к нему (ну, попросил автограф, естественно) и спросил, не собирается ли он участвовать в конкурсе. «Пока не знаю», ответил тот. Что ж, отлично, стало быть, эта мысль уже приходила в голову ему или его родителям.

Потом узнал, что о том же самом мои спутники говорили с его родителями, а также с другими зрителями. Все сошлись во мнении, что его голос феноменален и с этим надо что-то делать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий